Аннотация:Явно показывая переход от языка к речи, от семантики к смыслу, актуальное членение предложения продолжает интересовать лингвистов, в том числе применительно к анализу художественных произведений. С этой точки зрения поэтический синтаксис Марины Цветаевой, выходящий с помощью точных и оригинальных приемов, в принципе не нарушающих классический строй русской речи, к гармоничным и сложным смыслам, представляет двойной интерес. Проводя данное исследование, мы старались соотнести использование автором актуального членения предложения (в том числе с возможными смещениями) с употреблением им других приемов выразительности, включая выразительность пунктуационную, поскольку известно, что М. Цветаева - создатель оригинальной пунктуационной системы, основывающейся на классических принципах русской пунктуации с органичными авторскими добавлениями, призванными выразить особый строй цветаевской образности. Конечно, пунктуация указанного автора прочно связана с актуальным членением высказывания, порой тоже авторским. Кроме этого, в знаменитом произведении, взятом для анализа, в связи с актуальным членением используется ритмика стихотворения, специальные лексико-семантические выделения. Интересно, что все вместе это представляет сложную систему, воспринимаемую читателем весьма легко, без потери, однако, свойственной автору специфической глубины - при этом экономные лингвистические средства, о которых мы сказали, очень точны, практически не допуская «разночтений».
Ключевые слова:СИНТАКСИС, АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СМЫСЛЫ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, КЛАССИЧЕСКАЯ МАНЕРА, ЭКОНОМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ