АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ)

ACTUAL SENTENS DIVISION: POETIC TEXT (BASED ON A POEM BY M. TSVETAEVA)

Салтанова Надежда Юрьевна

SALTANOVA ADEZHDA YURYEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Явно показывая переход от языка к речи, от семантики к смыслу, актуальное членение предложения продолжает интересовать лингвистов, в том числе применительно к анализу художественных произведений. С этой точки зрения поэтический синтаксис Марины Цветаевой, выходящий с помощью точных и оригинальных приемов, в принципе не нарушающих классический строй русской речи, к гармоничным и сложным смыслам, представляет двойной интерес. Проводя данное исследование, мы старались соотнести использование автором актуального членения предложения (в том числе с возможными смещениями) с употреблением им других приемов выразительности, включая выразительность пунктуационную, поскольку известно, что М. Цветаева - создатель оригинальной пунктуационной системы, основывающейся на классических принципах русской пунктуации с органичными авторскими добавлениями, призванными выразить особый строй цветаевской образности. Конечно, пунктуация указанного автора прочно связана с актуальным членением высказывания, порой тоже авторским. Кроме этого, в знаменитом произведении, взятом для анализа, в связи с актуальным членением используется ритмика стихотворения, специальные лексико-семантические выделения. Интересно, что все вместе это представляет сложную систему, воспринимаемую читателем весьма легко, без потери, однако, свойственной автору специфической глубины - при этом экономные лингвистические средства, о которых мы сказали, очень точны, практически не допуская «разночтений».

Ключевые слова:
СИНТАКСИС, АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СМЫСЛЫ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, КЛАССИЧЕСКАЯ МАНЕРА, ЭКОНОМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Description:
Clearly showing the transition from language to speech, from semantics to meaning, the actual division of the sentence continues to interest linguists, including in relation to the analysis of artistic works. From this point of view, Marina Tsvetaeva's poetic syntax, which is based on precise and original techniques that do not violate the classical structure of Russian speech, is of double interest to harmonious and complex meanings. In conducting this research, we tried to correlate the author's use of the actual sentence division (including possible offsets) with the use of other expressiveness techniques, including punctuation expressiveness, since it is known that M. Tsvetaeva is the Creator of the original punctuation system based on the classical principles of Russian punctuation with organic author's additions designed to Express the special structure of Tsvetaev's imagery. Of course, the punctuation of the specified author is strongly connected with the actual articulation of the utterance, sometimes also the author's. In addition, the famous work taken for analysis uses the rhythm of the poem, special lexical and semantic selections in connection with the actual division. It is interesting that all this together represents a complex system that is perceived by the reader very easily, without losing, however, the author's specific depth-at the same time, the economical linguistic tools that we have mentioned are very accurate, practically preventing "discrepancies".

Key words:
SYNTAX, ACTUAL SENTENCE DIVISION, MEANINGS, ARTISTIC TECHNIQUES, ORIGINALITY, CLASSICAL MANNER, ECONOMY OF ARTISTIC MEANS