БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ КАК СПОСОБ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ В КИТАЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

BINARY OPPOSITION AS A WAY OF COMPARATIVE STUDY OF CONCEPTS IN CHINESE AND RUSSIAN

ЛИ Цзя

LI Jia

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Настоящая статья имеет своей целью описать комплексный подход в процессе бинарной оппозиции как одного из эффективных способов изучения концепта на материале неродственных языков. В данном исследовании представлены примеры сопоставительного анализа концептов русского и китайского языка. В рамках работы рассмотрены основные концепции в изучении концепта, разработанные в современной лингвистической науке. На наглядных примерах показано их практическое применение при соизучении концептосферы русского и китайского народов. В частности, автор статьи обращает особое внимание на необходимость рассмотрения концептов в синхронии и диахронии; учёт при анализе не только план содержания (исключительно смысловую составляющую концептов), но и план выражения, что является наиболее актуальным при сопоставлении буквенного языка (русского) и иероглифического (китайского). Особое внимание автор работы сосредоточил на особенностях микро- и макроскопического сопоставления концептов, что также расширяет возможности их научного описания. В статье обосновывается возможность использования способов синтагматического и парадигматического сопоставления концептов, что также расширяет арсенал средств исследователя-компаративиста, занимающегося со- и противопоставлением концептов, функционирующих в неродственных культурах, на базе способа бинарной оппозиции.

Ключевые слова:
концепт,концептосфера,бинарная оппозиция,сопоставительная лингвистика,синхрония,диахрония,синтагматика,парадигматика,культура,познание
Description:
This article aims to describe an integrated approach in the process of binary opposition as one of the most effective ways to study the concept on the material of unrelated languages. This study presents examples of comparative analysis of the concepts of the Russian and Chinese languages. Within the framework of the work, the main concepts in the study of the concept, developed in modern linguistic science, are considered. Illustrative examples show their practical application in co-studying the conceptual sphere of the Russian and Chinese peoples. In particular, the author of the article pays special attention to the need to consider concepts in synchronicity and diachrony; taking into account in the analysis not only the content plan (exclusively the semantic component of concepts), but also the expression plan, which is most relevant when comparing the literal language (Russian) and hieroglyphic (Chinese). The author of the work focused special attention on the features of micro- and macroscopic comparison of concepts, which also expands the possibilities of their scientific description. The article substantiates the possibility of using methods of syntagmatic and paradigmatic comparison of concepts, which also expands the arsenal of tools of a comparative researcher who deals with co- and opposition of concepts that function in unrelated cultures, based on the method of binary opposition.

Key words:
concept,concept sphere,binary opposition,comparative linguistics,synchrony,diachrony,syntagmatics,paradigmatics,culture,cognition