«ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ» В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

CULTURAL PERSON" IN THE CONTEXT OF A PERSON-CENTERED APPROACH

АПОЛЛОНОВ Иван Александрович, ТУЧИНА Оксана Роальдовна, ШАПОШНИКОВА Татьяна Леонидовна, БУРЛАЧЕНКО Лариса Сергеевна

APOLLONOV Ivan Aleksandrovich, TUCHINA Oksana Roaldovna, SHAPOSHNIKOVA Tatyana Leonidovna, BURLACHENKO Larisa Sergeevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В статье исследован концепт «человек культуры». Цель исследования - проанализировать особенности концепта «человек культуры», его роли в образовательном и воспитательном процессе. Авторами проведён теоретический анализ педагогического ракурса данного понятия. Установлено, что в педагогических исследованиях концепт «человек культуры» рассматривается в качестве ориентира образования, вбирающего в себя совокупность высоких личностных качеств. Подобный подход, в конечном итоге, сводит данный концепт к набору педагогических компетенций. Авторы обосновывают, что феномен «человек культуры» неотделим от конкретных образов, которые символически воплощают смысложизненные ценности культуры. Он является и инструментом, и результатом деятельности по производству идеалов, которая и составляет подлинную сущность культуры. В качестве инструмента данный концепт транслирует выработанные культурой смыслы, нормы, ценности, образцы и идеалы; результатом является их освоение и персонификация в конкретных образах. Соответственно, концепт «человек культуры» является медиатором между объективной и субъективной сторонами, её сакральным и профанным уровнями.

Ключевые слова:
образование,нормы,ценности,идеалы,«человек культуры»
Description:
The article examines the concept of "man of culture". The purpose of the research is to analyze the features of the concept of "cultural person" and its role in the educational process. The authors conducted a theoretical analysis of the pedagogical perspective of this concept. It is established that in pedagogical research, the concept of "cultural person" is considered as a reference point of education, which includes a set of high personal qualities. This approach ultimately reduces this concept to a set of pedagogical competencies. The authors prove that the phenomenon of "culture man" is inseparable from specific images that symbolically embody the life-meaning values of culture. It is both an instrument and the result of the production of ideals, which is the true essence of culture. As a tool, this concept translates the meanings, norms, values, patterns and ideals developed by culture; the result is their development and personification in specific images. Accordingly, the concept of "man of culture" is a mediator between the objective and subjective sides, its sacred and profane levels.

Key words:
ducation,norms,values,ideals,"man of culture"