ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

READING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF LANGUAGE LITERACY IN MODERN RUSSIA

Булганина Булганина Светлана Викторовна, Мальцева Светлана Михайловна, Воронкова Анна Александровна, Булганина Анастасия Евгеньевна

MALTSEVA SVETLANA VIKTOROVNA, MALTSEVA SVETLANA MIKHAILOVNA, VORONKOVA ANNA ALEKSANDROVNA, BULGANINA ANASTASIA EVGENIEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Проблема формирования функциональной грамотности населения все острее встает перед отечественным образованием и культурой. Сегодня мы вряд ли сможем назвать себя самой читающей страной. А функциональная грамотность невозможна без грамотности языковой. Языковая же образуется во многом благодаря культуре чтения. Целью настоящей работы является анализ динамики изменения отношения к чтению среди молодежи России. Практической основой работы стал метод опроса. Теоретическая часть выстроена с помощью методов анализа, сравнения, описания, познавательный принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Полученные данные показали, что среди значительной части молодого, но уже «послешкольного» населения наметилась тенденция к росту интереса к чтению. Причем люди сами выбирают то, что хотят прочитать, несмотря на рекламу, школьную программу и моду. Вызывает некоторое опасение то, что основная масса этой выбираемой жанровой литературы носит развлекательный характер (любовные романы и фантастика) и напоминает еще одну форму отвлечения от реальности или отдыха от нее. Авторы считают, что необходим комплекс мер, направленных на популяризацию чтения, чтобы читать книгу стало трендом молодого поколения, как, например, вести здоровый образ жизни. Чем выше будет уровень общей культуры населения, тем более в нем возникнет интерес к интеллектуальному чтению. Вузовское образование должно взять эстафету от школы и ввести как общеобразовательный курс мировой художественной литературы, особенно современной, при чем проводить его в инновационных и интерактивных формах.

Ключевые слова:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ЧТЕНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ, БИБЛИОТЕКА, КНИГА, ЖАНР, ВЫБОР
Description:
The problem of forming the functional literacy of the population is becoming more acute for domestic education and culture. Today we can hardly call ourselves the most reading country. And functional literacy is impossible without language literacy. Language is formed largely due to the culture of reading. The purpose of this paper is to analyze the dynamics of changing attitudes to reading among young people in Russia. The survey method became the practical basis of the work. The theoretical part is built using methods of analysis, comparison, description, the cognitive principle of ascent from the abstract to the concrete. The obtained data showed that among a significant part of the young, but already "post-school" population, there is a tendency to increase interest in reading. And people choose what they want to read, despite the advertising, school curriculum, and fashion. There is some concern that the bulk of this chosen genre of literature is entertainment in nature (romance novels and fiction) and resembles another form of distraction from reality or recreation from it. The authors believe that a set of measures aimed at popularizing reading is necessary to make reading a book a trend of the younger generation, such as leading a healthy lifestyle. The higher the level of General culture of the population, the more it will be interested in intellectual reading. University education should take the baton from school and introduce as a General course of world fiction, especially modern, and conduct it in innovative and interactive forms.

Key words:
FUNCTIONAL LITERACY, LANGUAGE LITERACY, LANGUAGE COMPETENCE, READING, COMMUNICATION, SOCIO-CULTURAL VALUES, LIBRARY, BOOK, GENRE, CHOICE