ДХАММАПАДА: У ИСТОКОВ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

DHAMMAPADA: AT THE SOURCES OF BUDDIST PHILOSOPHY OF EDUCATION

Ерохин Алексей Константинович

Erokhin Alexey Konstantinovich

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Индийская система образования является одной из древнейших систем мира . Еебогатые традиции уходят своими корнями в древнюю историю брахманизма и буддизма. Они передавались из поколения в поколение в устной и письменной формах как результат постепенно формируемой схемы передачи опыта мышления и поведенческих практик, направленных на познание жизни и ценностей. Цель исследования - выявить образовательный потенциал Дхаммапады, оказавшей непосредственное влияние на сложившуюся систему образования и обучения в Индии. Исследование опирается на методологию философско-текстологического анализа «дхамм» (истин) по текстам палийской версии буддийского Канона и комментариям к нему современных буддийских авторов. Привлекаются методы герменевтики, систематизации и обобщения. В ходе исследования выявлены цели и идеалы древнеиндийского образования. Они состояли в том, чтобы способствовать одновременному и гармоничному развитию тела, разума, интеллекта и духа - элементов, из которых состоит человек. Образование должно помочь человеку в самореализации идеалов, а не в получении простых объективных знаний. Другие цели буддийского образования - сделать человека свободным, мудрым, умным, нравственным и светским. Определена схема важнейших этапов становления человека, его норм, идеалов и ценностей. Представлена общая конфигурация идеалов, практик и поведения, на основе которой и была сформирована философия и идеология современного индийского образования.Научная новизнаисследования состоит в определении специфики ранних буддистских подходов к образованию.Анализ подходов ранней буддийской философии образования позволяет сделать вывод о возможности практического использования ееположений в разработке новых моделей образования в условиях современных реформ. Автор предполагает возможность продуктивного обсуждения буддийских философско-образовательных идей в научном сообществе.

Ключевые слова:
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ДХАММАПАДА, ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ДХАММА, МУДРОСТЬ, ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Description:
The Indian education system is one of the oldest systems in the world. Its rich traditions are rooted in the ancient history of Brahmanism and Buddhism. They were passed down from generation to generation in oral and written forms as a result of a gradually formed pattern of the transfer of thinking experience and behavioral practices aimed to understand life and values.The purpose of the study is to identify the educational potential of the Dhammapada, which had a direct impact on the existing Indiay education and training systems.The study is based on the methodology of philosophical and textological analysis of “dhamms” (truths) which include in the Pali version of the Buddhist Canon and the commentaries to it by modern Buddhist authors. The methods of hermeneutics, systematization and generalization are involved.The study revealed the goals and ideals of the ancient Indian education. They have to contribute the simultaneous and harmonious development of the body, mind, intellect and spirit - the elements that make up a person. Education should assist person not in obtaining simple objective knowledge but in the self-realization of ideals. Other goals of Buddhist education are to make a person free, wise, intelligent, moral, and secular. The scheme of the most important stages for human development, his norms, ideals and values is determined. The general configuration of ideals, practices and behavior is presented. On these basis the philosophy and ideology of modern Indian education was formed.Research’ scientific novelty consists in identifying the specifics features of early Buddhist approaches to education.The approaches of analysis the early Buddhist philosophy of education allows to conclude that it is possible to practically use its provisions in the development of new models of education in the context of modern reforms. The author suggests the possibility of a productive discussion in the scientific community about Buddhist philosophical and educational ideas.

Key words:
BUDDHIST PHILOSOPHY, DHAMMAPADA, PHILOSOPHY OF EDUCATION, EDUCATIONAL METHODS, DHAMMA, WISDOM, TEACHER-STUDENT RELATIONS, HAPPINESS, FREEDOM, SPIRITUAL DEVELOPMENT OF A PERSON, MEANING OF LIFE, LIFE EXPERIENCE