ДИАЛОГ КАК ФОРМА РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

DIALOGUE AS A FORM OF SPEECH INTERACTION

Девдариани Наталья Валерьевна

Devdariani Natalia Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
В статье рассматривается диалог как форма речевого взаимодействия. Данный вид деятельности формирует у обучаемых коммуникативные навыки, умение вести беседу, поддерживать разговор на бытовые и профессиональные темы. Обобщая опыт работы преподавателей кафедры русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета, авторы доказывают, что диалог является эффективным методом контроля знаний студентов, а также важным элементом занятия, позволяющий внедрять инновационные методики в практику преподавания иностранного языка в вузах. Отмечается, что в практике преподавания русского языка как иностранного сложилась ситуация, при которой потребность в обучении устно-речевому общению приобретает первостепенное значение, а преподаватели зачастую оказываются к этому неготовыми. Авторы считают, сто решением сложившейся проблемы могло бы стать изменение набора методов и средств обучения русскому языку как иностранному, ориентированного на отработку навыков построения диалогической формы высказывания. Поскольку успешный диалог возможен только при развитом умении критически мыслить - перед преподавателем стоит необходимость организации особых коммуникативных заданий. Делается вывод о том, что диалог, выступает не просто педагогическим методом или элементом занятия, но становится центральным звеном обучения иностранному языку.

Ключевые слова:
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, ДИАЛОГ, КОММУНИКАЦИЯ, МЕТОДИКА, ОБУЧЕНИЕ, УСТНО-РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ
Description:
The article considers dialogue as a form of speech interaction. This type of activity forms the communicative skills of students, the ability to conduct a conversation, maintain a conversation on every day and professional topics. Summarizing the experience of teachers of the Department of Russian Language and Speech Culture of Kursk State Medical University, the authors prove that dialogue is an effective method of controlling students' knowledge, as well as an important element of the lesson, which allows introducing innovative techniques into the practice of teaching a foreign language in universities. It is noted that in the practice of teaching Russian as a foreign language, a situation has developed in which the need for teaching oral-speech communication is of paramount importance, and teachers are often unprepared for this. The authors believe that a hundred-fold solution to the current problem could be to change the set of methods and means of teaching Russian as a foreign language, focused on developing skills in constructing a dialogical form of expression. Since a successful dialogue is possible only with the developed ability to think critically, the teacher is faced with the need to organize special communicative tasks. It is concluded that the dialogue is not just a pedagogical method or an element of the lesson, but it becomes the central link in teaching a foreign language.

Key words:
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, DIALOGUE, COMMUNICATION, METHODOLOGY, TRAINING, ORAL-VERBAL COMMUNICATION, TEACHING METHODS AND MEANS, KNOWLEDGE CONTROL, STATEMENTS, KNOWLEDGE, SKILLS, LANGUAGE, SPEECH