ДИНАМИКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

DYNAMIC CONCEPTUALIZATION OF THE IMAGE OF A BUSINESS PERSON IN RUSSIAN LINGUOCULTURE

Ильинова Елена Владимировна

ILYINOVA ELENA VLADIMIROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В статье проводится исследование вербализации образа «деловой человек» в языковом сознании носителей русского языка. Материалом для исследования послужили данные лексикографических источников, Национального корпуса русского языка, а также Рунета. Целью работы является определение семантического поля концепта, а также описание понятийной и ценностной составляющих лингвоконцепта «деловой человек». В данном исследовании проводится попытка представить структуру и содержание лингвокультурного концепта «деловой человек» в русском языковом сознании в динамике его развития с использованием следующих методов лингвистического анализа - дефиниционного, семантического и компонентного. Актуальность данного исследования определяется изменениями в современном российском обществе, где бурно развивающийся капиталистический строй создает новые реалии и понятия, либо же привносит изменения в те, которые существовали ранее. Одним из таких понятий выступает концепт, вербализуемый словосочетанием «деловой человек» в современной языковой картине мира. В данной работе представлена динамика развития концепта, в его историческом аспекте, выделены понятийные и оценочные компоненты. В результате проведенного исследования выявлены изменения в первоначальном ядре концепта, такие как изменение количества понятийных признаков, а также обозначены изменение в содержании оценочного компонента.

Ключевые слова:
КОНЦЕПТ, КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ, СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ, ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА, ПОНЯТИЙНАЯ И ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТА, ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ, ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ, ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК, ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА
Description:
The article studies the verbalization of the image of a “business person” in the linguistic consciousness of the Russian language. The data of lexicographic sources, as well as Runet, was used as a material for this research. The aim of the work is to determine the semantic concept field, to describe denotational and evaluative components of the concept of a “business person”. This paper presents an attempt to define the structure and content of the concept of a “business person” in Russian language consciousness, and shows the dynamic of its historical development based on definitional, semantic and component analysis. The relevance of this study is determined by changes in modern Russian society where the rapidly developing capitalist system creates new realities and new concepts or brings changes to those that existed previously. One of such concepts is the concept verbalized by the phrase a “business person” in the modern language picture of the world. As a result the study defines changes in the initial core components of the concept, such as a enlarging the number of conceptual attributes, as well as a shift in the content of the evaluative component.

Key words:
CONCEPT, CONCEPTUALIZATION, SEMANTIC FIELD, LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD, CONCEPTUAL AND VALUE COMPONENT OF LINGUISTIC CONCEPT, EVALUATION COMPONENT, LANGUAGE CONSCIOUSNESS, BUSINESS PERSON, CONCEPT VERBALIZATION