ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE ORTHODOX FAMILY: HISTORY AND MODERNITY

Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Плаксин Виктор Александрович, Белов Олег Сергеевич

GRYAZNOVA ELENA VLADIMIROVNA, GONCHARUK ALEKSEY GENNADIEVICH, PLAKSIN VIKTOR ALEKSANDROVICH, BELOV OLEG VIKTOROVIH

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье рассматриваются основные проблемы современной семьи в связи с меняющимися общепринятыми представлениями о моральных нормах. Кроме того, представлен краткий исторический срез учения православной Церкви о семье и особенностях воспитания детей. Также затрагивается вопрос о необходимости формирования в светском обществе устойчивых представлений о важности семьи как ячейки общества, основанных на православном понимании норм семейной жизни. Сегодня мы переживаем сложный, неоднозначный в истории нашего государства период. На фоне грандиозных экономических, политических и социальных потрясений в сознании миллионов людей произошло трагическое смешение ценностей, развились бездуховность, отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма. Современные люди остались без нравственного стержня, утратили жизненные ориентиры, оказались беззащитными и слабыми перед суровыми реалиями нашего непростого бытия. В течение 70-ти лет отучаемый антирелигиозной пропагандой искать спасительной помощи у Бога, Святой Церкви, наш народ лишился духовного окормления, стал аморфным, перестал четко различать границы между добром и злом. Острый духовный голод привел к разрушению человеческой личности, разрыву связи времен, утраты духовных корней, чрезвычайно усилилась пропаганда разврата, насилия, жестокости. Основной причиной такой испорченности и нравственной распущенности молодого поколения и подростков является отсутствие религиозного воспитания. Авторы приходят к выводу о необходимости интеграции светского и духовного воспитания с целью сохранения духовного потенциала страны.

Ключевые слова:
РЕЛИГИЯ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ, ВОСПИТАНИЕ, ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ, СЕМЬЯ, ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ, ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА, ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Description:
The article deals with the main problems of the modern family in connection with changing generally accepted ideas about moral norms. In addition, a brief historical section of the Orthodox Church's teaching about the family and the peculiarities of raising children is presented. The question of the need to form stable ideas about the importance of the family as a social unit in secular society, based on the Orthodox understanding of the norms of family life, is also touched upon. Today we are going through a difficult and ambiguous period in the history of our state. Against the backdrop of tremendous economic, political and social upheavals, millions of people experienced a tragic confusion of values, developed a lack of spirituality, a rejection of national traditions and culture, and patriotism. Modern people are left without a moral core, have lost their life guidelines, and are defenseless and weak in the face of the harsh realities of our difficult existence. For 70 years, weaned by anti-religious propaganda to seek saving help from God, the Holy Church, our people lost their spiritual care, became amorphous, and ceased to clearly distinguish the boundaries between good and evil. Acute spiritual hunger led to the destruction of the human personality, the severance of the connection of times, the loss of spiritual roots, and the propaganda of debauchery, violence, and cruelty increased enormously. The main reason for this depravity and moral debauchery of the young generation and adolescents is the lack of religious education. The authors conclude that it is necessary to integrate secular and spiritual education in order to preserve the spiritual potential of the country.

Key words:
RELIGION, RELIGIOUS VALUES, EDUCATION, SPIRITUAL EDUCATION, FAMILY, ORTHODOX FAMILY, FAMILY VALUES, ORTHODOX PEDAGOGY, SPIRITUALITY, MORALITY, MORAL VALUES, SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION