ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСПЕКТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

THE ELECTRONIC NOTE-TAKING IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

БУРНЯШОВ Борис Анатольевич

BURNYASHOV Boris Anatolyevich

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
На основе последних исследований, научных публикаций и находящихся в открытом доступе на официальных сайтах вузов методических материалов в статье проведён анализ сложившихся в практике зарубежной и российской высшей школы двух направлений использования конспектирования в образовательном процессе - подготовка конспекта учебного занятия преподавателем и конспектирование учебных материалов студентами. В статье рассмотрены используемые в России и за рубежом методы конспектирования и обоснованы преимущества складывающейся практики электронного конспектирования. Автор обосновывает отсутствие в научном обороте российских исследователей характерного для немецкоязычной научной литературы термина «эксцерпт» и предлагает ввести в научный оборот новый термин - «электронный конспект», разрабатывая в статье характеристики и виды этого понятия. На основе многолетнего личного опыта автора по подготовке конспектов лекций, организации электронного конспектирования своих лекций и другого учебного материала студентами ряда вузов города Краснодара в статье произведена классификация электронных конспектов, сделано описание параметров электронного конспекта, описание технических приёмов конспектирования, способов сохранения конспектов. В статье приведены результаты сравнительного анализа различного программного обеспечения процессов создания студентами и преподавателями российских вузов электронных конспектов разного вида.

Ключевые слова:
компьютерное конспектирование,эксцерпт,конспект,свободный конспект,текстуальный конспект,методы конспектирования,электронный конспект,виды электронного конспекта,техника электронного конспектирования
Description:
Based on the latest research, scientific publications and publicly available on official websites of universities teaching materials in the article the analysis of the current practice of foreign and Russian higher schools the two directions use note-taking in the educational process - preparation of abstract classes by the teacher and note-taking teaching materials by students. The article considers the methods of taking notes used in Russia and abroad and substantiates the advantages of the emerging practice of electronic taking notes. The author justifies the absence of the term "excerpt" characteristic of German-language scientific literature in the scientific circulation of Russian researchers and suggests introducing a new term - "electronic abstract", developing the characteristics and types of this concept in the article. Based on the author's many years of personal experience in preparing lecture notes, organizing electronic notes of their lectures and other educational material by students of a number of universities in Krasnodar, the article classifies electronic notes, describes the parameters of electronic notes, describes the technical techniques of taking notes, and ways to save notes. The article presents the results of a comparative analysis of various software processes for creating electronic notes of various types by students and teachers of Russian universities.

Key words:
computer precis,excerpt,precis,free precis,textual precis,note-taking methods,electronic notes,electronic note-taking,electronic note-taking technique