ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

M. MONTESSORI’S PEDAGOGICAL SYSTEM ELEMENTS IN FOREIGN LANGUSGE PRESCHOOL EDUCATION

Осиянова Ольга Михайловна, Ханина Мария Николаевна

OSIYANOVA OLGA MIKHAILOVNA, KHANINA MARIA NIKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Статья представляет теорию и опыт практической деятельности по апробации элементов педагогической системы М. Монтессори в иноязычном образовании дошкольников, актуальность которого обусловлена изменениями в политической и социально-экономической жизни России. Иноязычное образование рассматривается как процесс развития культуры личности учащегося, его воспитания в ходе овладения знаниями, умениями и навыками общения на иностранном языке. Авторами рассмотрена история возникновения педагогической системы М. Монтессори, раскрыта ее сущность, определены основные принципы (антропоцентризма, ответственной свободы выбора, самостоятельности, социального воспитания и интеграции, обучения в специально подготовленной развивающей среде) и базовые составляющие (ребенок, развивающая среда, обученный взрослый). Совокупность принципов педагогической системы позволяет субъекту обучения стать активным пользователем развивающей среды благодаря возможности свободного выбора, которую обеспечивает педагог. Структура развивающей среды представлена пятью тематическими зонами: практической жизни, сенсорная, математическая, космическая, языковая. Определены требования к дидактическим материалам: реалистичность, экологичность, эстетичность. Целесообразность изучения иностранного языка в дошкольном возрасте объясняется особой восприимчивостью детей к языковым явлениям - сенситивным периодом. Исходя из возрастных особенностей дошкольников, связанных с процессами восприятия, памяти, мышления, речевого развития, обоснован потенциал педагогической системы М. Монтессори в иноязычном образовании. В ходе опытного обучения подтверждена эффективность трехступенчатой структура урока, включающей название предмета, формирование пассивного словаря, формирование активного словаря. В работе над статьей использованы следующие методы научного исследования: анализ психолого-педагогической, лингводидактической и методической литературы, наблюдение, беседы, анализ и обобщение передового педагогического опыта, опытное обучение.

Ключевые слова:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА М. МОНТЕССОРИ, ДОШКОЛЬНИК, ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ, ВПИТЫВАЮЩИЙ РАЗУМ, СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД, ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Description:
The article presents the theory and practical experience of testing M. Montessori’s pedagogical system elements in foreign-language preschool education, which is relevant due to changes in the political and socio-economic life of Russia. Foreign language education is considered as a process of developing the culture of the leaner's personality, his education in the course of getting knowledge, abilities and skills in a foreign language. The authors consider the history of M. Montessori’s pedagogical system, its essence is revealed, the basic principles (anthropocentrism, responsible freedom of choice, independence, social education and integration, training in a specially prepared developing environment) and the basic components (child, developing environment and trained adult) are defined. The set of principles of the pedagogical system allows leaners to become an active user of the developing environment due to the possibility of free choice provided by the teacher. The structure of the developing environment is represented by five thematic zones: practical life, sensory, mathematical, cosmic and linguistic. The requirements for didactic materials are defined: realism, environmental friendliness and estheticism. The usefulness of learning a foreign language at preschool age is explained by the special sensitivity of children to language phenomena - the sensitive period. Based on the age characteristics of preschool children associated with the processes of perception, memory, thinking and speech development, the potential of M. Montessori's pedagogical system in foreign language education is substantiated. The effectiveness of three-stage structure of the lesson, including the name of the subject, a passive dictionary formation and an active dictionary formation was confirmed in the course of experimental training. The article uses the following research methods: pedagogical, psychological, linguo-didactic and methodological literature analysis, observation, interview, analysis and generalization of advanced pedagogical experience, experimental training.

Key words:
M. MONTESSORI'S PEDAGOGICAL SYSTEM, PRESCHOOLER, FOREIGN LANGUAGE EDUCATION, FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION, DEVELOPING ENVIRONMENT, MENTAL ACTIVITY, ABSORBENT MIND, SENSITIVE PERIOD, DIDACTIC MATERIAL, INDEPENDENCE