ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОЛЬКЛОРНОГО СОЗНАНИЯ

THE AESTHETIC COMPONENT OF FOLKLORE CONSCIOUSNESS

Плахова Ольга Александровна

PLAKHOVA OLGA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Цель настоящей работы состоит в дескрипции эстетического компонента фольклорного сознания и обусловлена значимостью эмоционально-аксиологической составляющей в выстраивании и регуляции отношений между субъектом и внешним миром. Как компонент народного художественного сознания, сознание эстетическое наряду с мифологическим мировидением не могло не повлиять на формирование констант фольклорного мировосприятия, включая чудесное. Центральной категорией эстетического сознания является эстетическое. Целесообразно рассматривать ее, прежде всего, как категорию мировоззренческо-аксиологическую, поскольку эстетическое охватывает все без исключения сферы жизни и деятельности человека, даже познавательную. Это дает право утверждать, что категория эстетического выходит за рамки принадлежности исключительно к сфере искусства. Сужение сути эстетического сознания до ограниченного набора идей, оформляющих категорию прекрасного, на наш взгляд, незаслуженно оставляет без внимания явления действительности, по своим параметрам в данную категорию не входящие, лишая их эстетической оценки и значительно обедняя создаваемый эстетическим сознанием образ мира. Осмысление онтологического потенциала категории эстетического позволяет говорить об эстетическом освоении не только материальной реальности, но и духовного пространства. Фольклорное сознание отражает результат как коллективных эмоциональных интеракций со сверхчувственной реальностью, так и ее ценностного осмысления. Данный опыт кодируется лингвосемиотическими средствами в фольклорных текстах разных жанров. В сказочном дискурсе сфера трансцендентного, которая недоступна опытному познанию и апеллирует исключительно к эмоционально-чувственной сфере, есть проявление категории чудесного.

Ключевые слова:
ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ФОЛЬКЛОР, СКАЗОЧНЫЙ ДИСКУРС, ЦЕННОСТЬ, ЧУДЕСНОЕ
Description:
The aim of the present paper is to describe the aesthetic component of folklore consciousness, which is determined by the significance of the emotional and axiological component in the construction and regulation of relations between the human and the outer world. As a component of folklore consciousness, aesthetic consciousness, along with mythological worldview, could not but influence the formation of the folklore worldview constants, including the category of the miraculous. The central category of aesthetic consciousness is the aesthetic. The researchers' views on the category of the aesthetic allow us to consider it as a worldview-axiological category. The aesthetic covers all spheres of human life and activity, even the cognitive one. So we believe that the category of the aesthetic goes beyond the sphere of pure art. Narrowing aesthetic consciousness to a limited set of ideas that form the concept of beauty, in our opinion, unfairly ignores the phenomena of reality that are not included in this category, depriving them of aesthetic evaluation and significantly impoverishing the world image created by aesthetic consciousness. The ontological potential of the aesthetic helps to explore not only the material world, but also the spiritual one. Folklore consciousness also accumulates the results of collective emotional interactions with the supersensual reality, as well as its value interpretation. This experience is encoded in linguosemiotic means in folklore texts of different genres. In the folk tale discourse, the sphere of the transcendent, which is inaccessible to experienced knowledge and appeals solely to the emotional-sensory sphere, is the manifestation of the category of the miraculous.

Key words:
FOLKLORE CONSCIOUSNESS, AESTHETIC CONSCIOUSNESS, AESTHETIC, FOLKLORE, FOLK TALE DISCOURSE, VALUE, MIRACULOUS