ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

HUMAN FORMATION AS A LABOR SUBJECT IN THE SPACE OF HIGHER EDUCATION: RESEARCH OF SPIRITUAL AND MORAL BASES OF PROFESSIONALISM

Моторная Светлана Евгеньевна

MOTORNAYA SVETLANA EVGENIEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
На современном этапе развития в связи с демографическим взрывом возрастает роль человеческого фактора для решения глобальных проблем. Поэтому важнейшей задачей является подготовка профессионала-специалиста в процессе получения им образования в высшей школе, формирование личных качеств субъекта труда. Среди них - выявление роли духовно-нравственных основ профессионализма. Опираясь на труды Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, Л.Т. Потаниной, С.Л. Рубинштейна и др. ученых, анализируется роль духовной основы для результата труда профессионала-специалиста. Отмечается, что во время обучения в высшей школе формируется личностное новообразование - готовность к профессиональной деятельности, ведущим и систематизирующим элементом которой является нравственно-ориентационный компонент. Подчёркивается, что нравственно-ориентационный компонент способствует формированию системного и смыслообразующего основания жизнедеятельности субъекта труда - концептосферы профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость осознания, познания и постижения, проявления высокого духовного развития субъекта труда для формирования его как профессионала-специалиста. Приводятся результаты отслеживания уровня духовно-нравственного развития будущего выпускника университета в процессе профессиональной подготовки. Показана разница состояния духовно-нравственных основ профессионализма обучающихся различных специальностей магистерского уровня и специалитета в процессе получения образования в высшей школе, в частности диагностировался более высокий уровень нравственных качеств обучающихся морских специальностей по сравнению с уровнем нравственных качеств обучающихся экономических, управленческих, гуманитарных и технических специальностей. Делается вывод о необходимости при подготовке обучающихся учитывать контекст при осуществлении полученного уровня образования по специальности в реальной профессиональной деятельности.

Ключевые слова:
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, КОНТЕКСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КОНЦЕПТОСФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПЕЦИАЛИТЕТ, МАГИСТРАТУРА, МОРСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Description:
At the present stage of development, in connection with the population explosion, the role of the human factor for solving global problems is growing. Therefore, the most important task is to prepare a professional specialist in the process of obtaining an education in higher school, the formation of personal qualities of the subject of labor. Among them is the identification of the role of the spiritual and moral foundations of professionalism. Based on the works of B.S. Brother, F.E. Vasilyuk, V.P. Zinchenko, D.A. Leontiev, L.T. Potanina, S.L. Rubinstein and other scientists, the role of the spiritual basis for the result of the work of a professional specialist is analyzed. It is noted that during training at a higher school a personal neoplasm is formed - a readiness for professional activity, the leading and systematizing element of which is the moral-orientation component. It is emphasized that the moral and orientational component contributes to the formation of a systemic and semantic basis for the life of the subject of labor, the conceptosphere of professional activity. The necessity of awareness, cognition and comprehension, manifestation of the high spiritual development of the subject of labor in order to form him as a professional specialist is substantiated. The results of tracking the level of spiritual and moral development of a future university graduate in the process of training are presented. The difference in the state of the spiritual and moral foundations of professionalism of students of various specialties of the master level and specialty in the process of obtaining education in higher education is shown. In particular, a higher level of moral qualities of students of marine specialties was diagnosed in comparison with the level of moral qualities of students of economic, managerial, humanitarian and technical specialties. The conclusion is drawn on the need to take into account the context when preparing students for the implementation of the obtained level of education in their specialty in real professional activity.

Key words:
HIGHER EDUCATION, SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONALISM, IMPROVEMENT, CONTEXTUAL EDUCATION, THE CONCEPTUAL SPHERE OF PROFESSIONAL ACTIVITY, SPECIALTY, MASTER'S PROGRAM, MARINE SPECIALTIES