ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

FORMATION OF COMMUNICATIVE UDD OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION: AXIOLOGICAL ASPECT

Дуда Ирина Викторовна

DUDA IRINA VIKTOROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению проблемы изучения и формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной образовательной практики. Образование является основой и ресурсом создания у школьников представлений о ценностях человека, поэтому разработка и использование педагогических технологий, формирование ценностного знания и отношения к миру, вовлечение в ценностно-смысловую деятельность школьников является необходимыми в условиях инклюзивного образования. Целью статьи является предъявление анализа результатов изучения коммуникативных УУД младших школьников с ОВЗ. Для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников инклюзивного образования определены критерии: мотивационный, деятельностный, рефлексивный. Описаны методические подходы к формированию УУД в условиях инклюзивной практики общеобразовательной школы. Показана специфика реализации программы по формированию коммуникативных УУД средствами проектной деятельности в условиях инклюзивной практики во внеурочное время. Проектная деятельность как инновационная технология включала учебно-познавательный, игровой, исследовательский и творческий компоненты. Акцент в программе делался на четырех направлениях, связанных между собой логикой формирования универсальных учебных действий школьников и подлинного гражданина России. Обозначены перспективы изучения данной проблемы.

Ключевые слова:
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД), ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Description:
The article is devoted to the consideration of the problem of the study and formation of communicative universal educational actions (UUD) for students with disabilities in modern educational practice. Education is the basis and resource for creating ideas about human values among schoolchildren, therefore, the development and use of pedagogical technologies, the formation of valuable knowledge and attitudes towards the world, and the involvement of schoolchildren in the value-semantic activity are necessary in conditions of inclusive education. The aim of the article is to present an analysis of the results of a study of communicative ECM of elementary schoolchildren with disabilities. To determine the level of formation of the communicative universal educational actions of elementary schoolchildren in inclusive education, the following criteria are defined: motivational, active, reflective. The methodological approaches to the formation of the SUD in the conditions of an inclusive practice of a comprehensive school are described. The specifics of the implementation of the program for the formation of communicative UUD by means of project activities in an inclusive practice outside school hours is shown. Project activity as an innovative technology included educational, cognitive, gaming, research and creative components. The emphasis in the program was made on four areas, interconnected by the logic of the formation of universal educational actions of schoolchildren and a true citizen of Russia. The prospects for studying this problem are outlined.

Key words:
COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES (UUD), VALUES, VALUE ORIENTATIONS, INCLUSIVE EDUCATION, SOCIAL DEVELOPMENT SITUATION, CHILDREN WITH DISABILITIES, UNIVERSAL VALUES, PROJECT ACTIVITIES