ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ. ЧТО ВЛИЯЕТ НА УСПЕХ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ?

BUILDING INTERCULTURAL COMPETENCE. WHAT AFFECTS THE SUCCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION?

ТИХОМИРОВА Надежда Леонидовна

TIKHOMIROVA Nadezhda Leonidovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель статьи : проанализировать составляющие межкультурной компетенции. Разработать систему межкультурных упражнений и экспериментально проверить ее эффективность. Проверить, что обучение русскому языку как иностранному с использованием этой системы положительно влияет на успех межкультурной коммуникации. Методы. Метод описания; метод анализа; обобщение и систематизация взглядов исследователей, касающихся вопросов формирования межкультурной компетенции; метод экспериментальных педагогических исследований; метод сопоставления. Результаты . В международном понятийном аппарате нет единой модели межкультурной компетенции. Главными критериями успешности коммуникации выступают её уместность и эффективность. Выводы . Экспериментально подтверждено то, что студенты, живущие в стране изучаемого языка и проходящие специальное межкультурное обучение, демонстрируют прирост коммуникативной компетентности. Направлениями продолжения работы могут быть создание учебного пособия, разработка онлайн-тренингов.

Ключевые слова:
межкультурная коммуникация,эффективная коммуникация представителей разных культур,язык и культура,составляющие коммуникативной компетентности,экспериментальное обучение
Description:
Objective of the article is to analyze parts of intercultural competence and to develop a system of intercultural exercises and experimentally test its efficiency. To check that teaching Russian as a foreign language using this system positively affects the success of intercultural communication. Applied methods . Description method; method of analysis; generalization and systematization; experimental pedagogical research method; comparison method. Results . There is no unified model of intercultural competence in language teaching. The main criteria for the success of the intercultural competence are its relevance and effectiveness. Conclusion . It has been experimentally confirmed that students living in the country of the target language and undergoing special intercultural training gain an increase in communicative competence. Possible areas for further work may be the creation of a textbook (system of intercultural exercises), the development of online trainings.

Key words:
intercultural communication,effective communication of representatives of different cultures,language and culture,constituents of communicative competence,experimental teaching