ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS’ MULTICULTURAL COMPETENCE

Никонова Наталия Петровна

Nikonova Natalia Petrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В условиях глобализации возрастает роль системы образования, так как именно образование выполняет главную роль по социализации личности и усвоению человеком культурного опыта своего народа. Усиление межкультурного взаимодействия различных народов и наций, увеличение интенсивности экономических отношений - всё это требует от педагога умения разбираться в основных вопросах поликультурного сотрудничества. В данной статье рассматриваются основные вопросы формирования поликультурной компетентности студентов и определяет ее место в системе профессиональной подготовки. Главным условием реализации поликультурной компетентности на занятиях в ВУЗе является наличие соответствующих навыков у преподавателя, что находит подтверждение у ряда исследователей. Автор выделяет структурные компоненты поликультурной компетентности будущих специалистов: мотивационно-ценностный, который включает наличие ценностных ориентаций в поликультурном пространстве,; когнитивный компонент, содержащий знания и умения, связанные с познанием полиэтнических и поликультурных особенностей; деятельностно-поведенческий как определенная модель профессионального взаимодействия с представителями различных этнических общностей; рефлексивный, который включает способность к самоанализа и самооценки профессиональных действий в поликультурном пространстве.

Ключевые слова:
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВЫСШАЯ ШКОЛА, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Description:
In the context of globalization, the role of the education system is growing, since it is education that plays the main role in the socialization of the individual and the assimilation by a person of the cultural experience of his people. Strengthening the intercultural interaction of various peoples and nations, increasing the intensity of economic relations - all this requires the teacher to be able to understand the basic issues of multicultural cooperation. This article discusses the main issues of the formation of multicultural competence of students and determines its place in the vocational training system. The main condition for the implementation of multicultural competence in the classroom at the university is the availability of appropriate skills by the teacher, which is confirmed by a number of researchers. The author identifies the structural components of multicultural competence of future specialists: motivational-value, which includes the presence of value orientations in a multicultural space; cognitive component containing knowledge and skills associated with the knowledge of multiethnic and multicultural characteristics; activity-behavioral as a specific model of professional interaction with representatives of various ethnic communities; reflective, which includes the ability to introspection and self-assessment of professional actions in a multicultural space.

Key words:
MULTICULTURAL COMPETENCE, EDUCATION, HIGHER EDUCATION, TOLERANCE, TEACHER EDUCATION