ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

FORMATION OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER'S PROFESSIONAL COMPETENCY AND PROFESSIONALISM

Денисова Наталья Георгиевна, Курилова Оксана Олеговна

Denisova Natalja Georgievna, Kurilova Oksana Olegovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Одним из важнейших структурных элементов профессионализма является профессиональная компетентность, которой должны обладать выпускники согласно требованиям федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов. Для достижения вершины педагогического мастерства молодой специалист должен пройти достаточно длинный путь от выполнения работы по образцу до способности решать сложные профессиональные задачи в нетипичных ситуациях. Формирование профессионализма преподавателя медицинского вуза имеет свою специфику, так как в этом случае педагог должен уметь не только учить, но и лечить. Поэтому одновременно совершенствуется не только его компетентность преподавателя, но и квалификация врача или провизора. В Курском государственном медицинском университете создана двухконтурная система формирования профессиональной компетентности преподавателей. Первый контур включает поэтапную подготовку по специальности, а второй связан с развитием и совершенствованием у выпускников научно-педагогического мастерства по вертикали и горизонтали с учетом мотивационных аспектов. С использованием профессиографического подхода была изучена степень эффективности функционирования системы. Наиболее значимыми профессионально важными личностными качествами преподавателями названы педагогическая эрудиция, наблюдательность и целеполагание, выделены негативные факторы, которые приводят к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. Установлен высокий процент респондентов, имеющих признаки следующих деформаций: дидактичность, авторитарность, ролевой экспансионизм и поведенческий трансфер. Корреляции показателей с полом, возрастом, стажем и должностью не установлено.

Ключевые слова:
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ДВУХКОНТУРНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ПСИХОГРАММА, ПРОФЕССИОГРАММА
Description:
Professional competency is one of the most important structural elements of professionalism, which must be possessed by graduates according to requirements of federal state educational and professional standards. In order to reach a top of pedagogical skills, young speciaist must finish quite a long journey from doing the work from example to gaining skill to solve complicated professional problems in nonstandard situations. The formation of professionalism of medical university lecturer has its own specifications, because in this case the lecturer must know not only how to teach, but how to treat. Thus, they should not only master their competency as a lecturer, but also his medical or pharmacological qualification. There is dual-circuit system of the formation of lecturer's professional competency in Kursk State Medical University. The first circuit includes staged training in the specialization, and the second circuit is associated with development and enhancement of graduate's scientific-pedagogic mastership vertically and horizontally, taking into account motivational aspects. Degree of effectiveness of the system operation was studied by professional approach. Pedagogic erudition, a quick eye and goal setting were named as the most significant professionally important personal traits of the lecturer. Negative factors, which lead to professional deformation and emotional exhaustion, were also distinguished. There was high percentage of respondents, who possessed deformations, such as didacticism, authoritarianism, role expansionism and behavioral transfer. Correlations of the factors with gender, age, experience and professional position were not indicated.

Key words:
PROFESSIONALISM OF MEDICAL UNIVERSITY LECTURER, PROFESSIONAL COMPETENCY, PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL TRAITS, PROFESSIONAL DEFORMATIONS, EMOTIONAL EXHAUSTION, DUAL-CIRCUIT SYSTEM OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCY, PSYCHOGRAM, PROFESSIOGRAM