ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ АУДИРОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

SPEECH SKILL BUILDING WHILE LISTENING TRAINING IN THE PROCESS OF TEACHING RFL

ДАНИЕЛЯН Мери Георгиевна

DANIELIAN Mary Georgievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В статье анализируется формирование речевых умений и навыков при обучении аудированию в процессе работы на уроках РКИ в техническом вузе. Актуальность исследования обусловливается важностью именно аудирования в качестве возможного моделирования речевых навыков. Подобное моделирование (с записью разных голосов, code-switching’ом, преподнесением аудирования вместе с говорением в процессе обсуждения аудиозаписи) помогает облегчить студентам-иностранцам адаптацию в новой языковой среде, включая обеспечение возможности обучения и получения высшего образования. Рассматриваемые в статье формы дифференцированного контроля звучащего материала выстроены поэтапно: от артикуляционного распознавания слышимой речи («внутренней имитации»), повторения грамматических конструкций, усвоения новой лексики до уровня интерпретации. Особо выделены вопросы контроля обучения аудированию, как при текущем контроле, когда внимание студента привлекается к конкретным новым лексемам, и особенно к терминам, так и при итоговом контроле, когда необходим выход к продуктивному виду речевой деятельности в процессе говорения - обсуждения услышанного. Таким образом, обеспечивается всесторонний анализ комплексного овладения умениями и навыками аудирования, показателями сформированности которого являются степень адекватности речевой реакции на стимул речи, соответствие той ситуации, в которой протекает речь.

Ключевые слова:
аудирование,речевые компетенции,аудитивные навыки,стимул речи,методика преподавания РКИ,говорение
Description:
The process of speech skill building while listening training at RFL lessons in a technical university is analyzed in the article. The relevance of the research is conditioned by an importance of listening as a possible listening simulation. This type of simulation, with recording different voices, code-switching, combining listening and speaking in the process of discussing audio material, helps to make it easier the process of foreign students adaptation in a new linguistic environment and provides them a chance to get higher education. The article considers forms of differentiated control how audio material is understood by the students. These forms are given in stages - from articulatory audible speech recognition (internal imitation), repeating grammatical structures, mastering new vocabulary to the level of interpretation. The issue of the control of listening training is highlighted both while current monitoring when the attention of a student is concentrated on the new vocabulary and terms especially and during the final control when it's necessary to produce speech activity in the process of speaking and then discussing audio material. Thus, a comprehensive analysis of the complex mastery of listening skill is provided and a degree of adequacy of speech reactions to a speech stimulus, compliance with the speech situation are indicators of the formed listening skills.

Key words:
listening,speech competence,auditory skills,methodology of teaching RFL