ФОРМИРОВАНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО ОБРАЗА РОССИИ В БРИТАНСКИХ СМИ ХХI ВЕКА

FORMATION OF THE STEREOTYPIC IMAGE OF RUSSIA IN THE BRITISH MEDIA OF THE XXI CENTURY

Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

Rubtsova Elena Viktorovna, Devdariani Natalia Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В статье анализируются современные средства массовой информации (СМИ) с позиции их роли в процессе формирования и развития общественного сознания. Отмечается, что для достижения воздействия на чувства и настроения общественности относительно того или иного вопроса, СМИ используют самые разнообразные методы и приемы, стилистически маркированные языковые средства: метафоры, эпитеты, эвфемизмы, которые способствуют формированию определенного образа: человека, страны или целого континента. Радио и телевещание, печатные издания имеют законное право на свободу слова, обеспеченную Конституцией. По мнению авторов статьи, данный факт свидетельствует о неотделимости СМИ от политики и государства в целом, где они являются средством связи между обществом и страной. В рамках данной статьи авторы исследуют особенности складывающихся стереотипов в отношении России, а также восприятие образа лидера государства - президента, формирующиеся британскими средствами массовой информации. Осуществлена попытка описать стереотипный образ российского государства в ХХI веке через призму Британских СМИ, проанализировать языковые средства формирования образа президента, а также средства манипулирования при создании отрицательного представления о России посредством публикаций в британских журналах и газетах, и показать возможные пути противодействия формированию негативных стереотипных представлений.

Ключевые слова:
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ), ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, СВОБОДА СЛОВА, ПОЛИТИКА, СТИЛИСТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, СТЕРЕОТИПЫ, БРИТАНСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Description:
The article analyzes the modern media from the position of their role in the process of formation and development of public consciousness. It is noted that to achieve an impact on the feelings and moods of the public regarding a particular issue, the media use a variety of methods and techniques, stylistically labeled language means: metaphors, epithets, euphemisms that contribute to the formation of a certain image: a person, a country or a whole continent. Radio and television broadcasting, print publications have the legal right to freedom of speech provided by the Constitution. According to the authors of the article, this fact indicates the inseparability of the media from politics and the state in general, where they are a means of communication between society and the country. Within the framework of this article, the authors explore the peculiarities of the emerging stereotypes with regard to Russia, as well as the perception of the image of the leader of the state - the president, which are being formed by the British media. An attempt was made to describe the stereotypical image of the Russian state in the twenty-first century through the prism of the British media, to analyze language means of forming the image of the president, as well as means of manipulating the creation of a negative view of Russia through publications in British magazines and newspapers, and to show possible ways to counteract the formation of negative stereotypes.

Key words:
MASS MEDIA (MASS MEDIA), PUBLIC CONSCIOUSNESS, FREEDOM OF SPEECH, POLITICS, STYLISTICALLY MARKED LANGUAGE MEANS, STEREOTYPES, BRITISH MASS MEDIA