Аннотация:Статья посвящена вопросам, связанным с развитием иноязычной коммуникативной компетенции у иностранных учащихся, получающих высшее образование в российских вузах. Рассматривается процесс формирования языковой и предметной компетенций, которые входят в ядро иноязычной коммуникативной компетенции. В целях теоретического обоснования данного процесса развитие и формирование языковой и предметной компетенций у иностранных студентов исследуется с позиций когнитивной лингвистики. В статье рассматриваются лингвистические и феноменологические когнитивные структуры, которые лежат в основе формирования языковой и предметной компетенций и задействованы в процессе восприятия языковой и предметной информации в специальных учебно-научных текстах. Рассматривается вопрос о взаимосвязи и противопоставлении механизмов формирования языкового и внеязыкового знания. На основе исследования формирования лингвистических и феноменологических структур проводится противопоставление гуманитарного и математического текстов. В качестве иллюстрации приводится пример взаимодействия лингвистических и феноменологических когнитивных структур в текстах по высшей математике. В статье представлена классификация лингвистических когнитивных структур, необходимых для формирования языковой компетенции у иностранных студентов, приступающих к изучению высшей математики на русском языке. Осмысление теоретического материала будет способствовать процессу практического овладения иностранными студентами русским языком и позволит успешно решить стоящие перед данным контингентом задачи.
Ключевые слова:КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА