ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ)

FORMATION OF LANGUAGE AND SUBJECT COMPETENCIES OF FOREIGN STUDENTS BASED ON LINGUISTIC AND PHENOMENOLOGICAL COGNITIVE STRUCTURES (BASED ON TEXTS IN MATHEMATICS)

Гиловая Елена Анатольевна

GILOVAYA ELENA ANATOLYEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Статья посвящена вопросам, связанным с развитием иноязычной коммуникативной компетенции у иностранных учащихся, получающих высшее образование в российских вузах. Рассматривается процесс формирования языковой и предметной компетенций, которые входят в ядро иноязычной коммуникативной компетенции. В целях теоретического обоснования данного процесса развитие и формирование языковой и предметной компетенций у иностранных студентов исследуется с позиций когнитивной лингвистики. В статье рассматриваются лингвистические и феноменологические когнитивные структуры, которые лежат в основе формирования языковой и предметной компетенций и задействованы в процессе восприятия языковой и предметной информации в специальных учебно-научных текстах. Рассматривается вопрос о взаимосвязи и противопоставлении механизмов формирования языкового и внеязыкового знания. На основе исследования формирования лингвистических и феноменологических структур проводится противопоставление гуманитарного и математического текстов. В качестве иллюстрации приводится пример взаимодействия лингвистических и феноменологических когнитивных структур в текстах по высшей математике. В статье представлена классификация лингвистических когнитивных структур, необходимых для формирования языковой компетенции у иностранных студентов, приступающих к изучению высшей математики на русском языке. Осмысление теоретического материала будет способствовать процессу практического овладения иностранными студентами русским языком и позволит успешно решить стоящие перед данным контингентом задачи.

Ключевые слова:
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА
Description:
The article is devoted to issues related to the development of foreign language communicative competence in foreign students graduating in Russian universities. The process of the formation of linguistic and subject competencies, which are part of the core of a foreign language communicative competence, is considered. In order to theoretically substantiate this process, the development and formation of language and subject competencies in foreign students is studied from the standpoint of cognitive linguistics. The article examines the linguistic and phenomenological cognitive structures that underlie the formation of language and subject competencies and are involved in the process of perceiving language and subject information in special educational texts. The question of the relationship and contrasting mechanisms of the formation of linguistic and extralinguistic knowledge is considered. Based on the study of the formation of linguistic and phenomenological structures, a contrast is made between humanitarian and mathematical texts. As an illustration, an example of the interaction of linguistic and phenomenological cognitive structures in texts on higher mathematics is given. The article presents the classification of linguistic cognitive structures necessary for the formation of linguistic competence among foreign students embarking on the study of higher mathematics in Russian. Understanding the theoretical material will contribute to the process of practical mastery of the Russian language by foreign students and will help to successfully solve the tasks facing this contingent.

Key words:
COMMUNICATIVE COMPETENCE, LINGUISTIC COMPETENCE, SUBJECT COMPETENCE, LINGUISTIC COGNITIVE STRUCTURE, PHENOMENOLOGICAL COGNITIVE STRUCTURE