ГЕШТАЛЬТ КАК ОДИН ИЗ ТИПОВ КОНЦЕПТОВ

GESTALT AS ONE OF THE TYPES OF CONCEPTS

Новрузова Саадат Велиюлла кызы

NOVRUZOVA SAADAT VELIULLA

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Проблема концепта и его типологии является важным теоретическим вопросом в литературоведении. Определение ментальной специфики типологии концептов является одной из ведущих задач, стоящих перед лингвокультурологией. На сегодняшний день в когнитивной лингвистике различаются разного рода мыслительные единицы - реальные события, конкретно-чувственные образы, прототипы, пропозиции, фреймы, сценарий. В этих процессах типы концептов, которые отражают знания и информацию, а также проявляют их, делятся на две группы - это вербальные и невербальные концепты. В статье рассматриваются концепты обычного и высшего уровней в рамках мыслительной деятельности. Это гештальт и его структура, как когнитивной единицы. Он рассматривается как тип концепта, определяются его структурно-семантические и лексико-когнитивные основы. Гештальт-концепт по своему характеру является концептуализированной информацией, которая в системном виде доводится до людей. Изложена краткая история формирования представлений о гештальте в лингвистическом и психологическом аспектах. Рассмотрены основные теории становления концептуальных основ гештальта в рамках лингвокультурологии. Показан потенциал данного подхода в изучении когнитивных возможностей человека посредством языка.

Ключевые слова:
КОНЦЕПТ, ГЕШТАЛЬТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГЕШТАЛЬТА, ПСИХОЛИНГВИСТИКА И СОЦИОЛИНГВИСТИКА
Description:
The problem of the concept and its typology is an important theoretical issue in literary criticism. The determination of the mental specificity of typology of concepts is one of the leading tasks facing linguoculturology. Today in cognitive linguistics different kinds of thinking units are distinguished - real events, specifically sensual images, prototypes, propositions, frames, script. In these processes, types of concepts that reflect knowledge and information, as well as display them, are divided into two groups - these are verbal and non-verbal concepts. The article discusses the concepts of ordinary and higher levels in the framework of mental activity. This is gestalt and its structure as a cognitive unit. It is considered as a type of concept, its structural-semantic and lexico-cognitive foundations are determined. The Gestalt concept is by its nature conceptualized information that is conveyed to people in a systematic form. A brief history of the formation of ideas about gestalt in the linguistic and psychological aspects is presented. The basic theories of the formation of the conceptual foundations of gestalt in the framework of linguocultural studies are considered. The potential of this approach in the study of human cognitive capabilities through language is shown.

Key words:
CONCEPT, GESTALT, PSYCHOLOGICAL AND COGNITIVE FOUNDATIONS OF GESTALT, PSYCHOLINGUISTICS AND SOCIOLINGUISTICS