ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В СТИХОТВОРЕНИЯХ Б. Л. ПАСТЕРНАКА (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ)

PROPER NAMES IN THE POEMS OF B. L. PASTERNAK (TO THE 130TH ANNIVERSARY OF THE WRITER)

Никулкина Ольга Геннадьевна

NIKULKINA OLGA GENNADIEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Статья посвящена ономастике поэтического текста. В ней представлен комплексный анализ ономастической лексики в стихотворениях лауреата Нобелевской премии по литературе Б. Л. Пастернака. В поэтическом тексте имена собственные служат мощным средством компрессии культурной информации и оптимальным способом её трансляции во времени и пространстве. Выделены шесть групп имён собственных в зависимости от репрезентируемых ими пространственно-временных локусов: представляющие современный поэту временной отрезок; относящиеся к античной и восточной культурам; фольклорные онимы; номинации, отсылающие к европейской культуре; имена собственные, являющиеся маркерами христианской культуры; онимы, репрезентирующие русскую культуру. Автором обозначены все разряды имён собственных в соответствии с предметно-понятийным ядром. Отмечается, что самым многочисленным разрядом являются топонимы. Преобладание топонимической лексики позволили автору сделать вывод о пространственно ориентированном характере поэзии Б. Л. Пастернака. Отмечено, что топонимы делятся на мотивированные контекстом, условно-поэтические и немотивированные. Проанализированы грамматические особенности онимов. Установлено, что преимущественно имена собственные соответствуют полной официальной форме. Разговорные формы онимов единичны и представлены эллиптическими номинациями ряда периферийных ономастических единиц и гипокористическими формами некоторых антропонимов.

Ключевые слова:
Б. Л. ПАСТЕРНАК, ПОЭТИЧЕСКАЯ ОНОМАСТИКА, ПОЭТОНИМ, ТИПОЛОГИЯ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ, СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ОНИМА, КОННОТАЦИЯ
Description:
The article is devoted to the onomastics of the poetic text. It presents a comprehensive analysis of onomastic vocabulary in the poems of the Nobel prize in literature B. L. Pasternak. In a poetic text, proper names serve as a powerful means of compressing cultural information and the optimal way to translate it in time and space. There are six groups of proper names, depending on the space-time loci they represent: representing the modern poet's time period; related to ancient and Eastern cultures; folklore onyms; nominations referring to European culture; proper names that are markers of Christian culture; onyms that represent Russian culture. The author denotes all the categories of proper names in accordance with the subject-conceptual core. It is noted that the most numerous category are toponyms. The predominance of toponymic vocabulary allowed the author to draw a conclusion about the spatially oriented nature of B. L. Pasternak's poetry. It is noted that toponyms are divided into context-motivated, conditional-poetic and unmotivated. Grammatical features of onyms are analyzed. It is established that mostly proper names correspond to the full official form. Colloquial forms of onyms are singular and are represented by elliptical nominations of a number of peripheral onomastic units and hypocoristic forms of some anthroponyms.

Key words:
B. L. PASTERNAK, POETIC ONOMASTICS, POUTANEN, TYPOLOGY OF PROPER NAMES, THE PERSONAL NAMES SEMANTIC FIELD, CONNOTATION