ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN PREPARATION FOR RESEARCH ACTIVITIES USING ICT

Щучка Татьяна Александровна, Гнездилова Наталия Александровна

SHCHUCHKA TATIANA ALEXANDROVNA, GNEZDILOVA NATALIA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье осуществлено рассмотрение понятие, содержание, выделены структурные компоненты, определены функции информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Содержание информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования определяется содержанием ее составляющих, которыми выступают информационная и исследовательская профессиональные компетентности. Вместе с тем информационно-исследовательскую компетентность можно определить как системно-интегративное личностное качество, формируемое в процессе освоения навыков работы с разными видами информации и преобразования данных навыков в специфическое предметное знание, необходимое для успешного взаимодействия с образовательным и научным пространством, разрешения актуальных педагогических проблем и стимулирования личностного саморазвития. В структуре информационно-исследовательской компетентности магистра педагогики могут быть выделены в качестве самостоятельных элементов категории научных, инструментальных, контекстуальных, коммуникативных и адаптивных компетенций. Элементами структуры рассматриваемой компетентности выступают когнитивный, аксиологический, технологический и личностно-творческий, их выделение основывается на содержании информационной и исследовательской компетентности как двух равнозначных частей в составе информационно-исследовательской компетенции магистранта педагогики. Выделенные на основе структурных элементов информационно-исследовательской компетентности функции последней позволяют классифицировать конкретные проявления данной компетентности в ходе ее формирования и реализации. Система взаимосвязанных и взаимообусловливающих функций проявляется через субъективно и объективно значимые процессы развития и трансформации как окружающего мира, так и собственной личности.

Ключевые слова:
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ, ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Description:
The article considers the concept and content, identifies structural components, and defines the functions of information and research competence of a master's student of pedagogical education in preparation for research activities using ICT. The content of information and research competence of a master's student of pedagogical education is determined by the content of its components, which are information and research professional competence. At the same time, information and research competence can be defined as a system-integrative personal quality formed in the process of mastering the skills of working with different types of information and converting these skills into specific subject knowledge necessary for successful interaction with the educational and scientific space, solving topical pedagogical problems and stimulating personal self-development. In the structure of information and research competence of the master of pedagogy, categories of scientific, instrumental, contextual, communicative and adaptive competencies can be identified as independent elements. The elements of the structure of the competence under consideration are cognitive, axiological, technological, and personal-creative. their allocation is based on the content of information and research competence as two equivalent parts in the information and research competence of the master of pedagogy. The functions of the latter, identified on the basis of structural elements of information and research competence, allow us to classify specific manifestations of this competence in the course of its formation and implementation. The system of interrelated and interdependent functions is manifested through subjectively and objectively significant processes of development and transformation of both the world around us and our own personality.

Key words:
INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF A MASTER'S STUDENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION, RESEARCH ACTIVITIES USING ICT, STRUCTURAL COMPONENTS, FUNCTIONS, CONCEPT, CONTENT OF COMPETENCE