ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ГТО В ВУЗЕ

STUDY OF THE COGNITIVE-AXIOLOGICAL COMPONENT PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE TRAINING COMPLEX IN THE UNIVERSITY

Дорошенко Виталий Викторович, Дорошенко Виталий Витальевич

DOROSHENKO VITALIY VIKTOROVICH, DOROSHENKO VITALIY VITALIEVICH

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Введение современного комплекса ГТО в систему физического воспитания студентов включает четыре этапа - разработку, апробацию, внедрение и реализацию. Каждый этап сопровождается рядом проблем и задач. Основная проблема реализации задач комплекса ГТО в вузе - отсутствие устойчивого, мотивированного интереса у значительной части студентов к активным видам физкультурно-спортивной деятельности. Теоретический анализ научной литературы позволил определить компоненты проблемы реализации комплекса ГТО в вузе в соответствии с его задачами: аксиологический, когнитивный, двигательный, структурный. Выявлено, что проблема реализации комплекса ГТО в педагогической литературе представлена в широком аспекте, однако, без достаточного рассмотрения когнитивного и аксиологического компонентов. В ходе исследования разработано содержание когнитивно-аксиологического компонента, который характеризуется: системой специальных знаний о физической культуре и комплексе ГТО как основе формирования здорового образа и стиля жизни студентов; а также системой ценностей, мотивов, установок физкультурно-спортивной деятельности. В результате исследования получены новые данные об уровне специальных знаний, потребностях, интересах и ценностных ориентациях студентов в области физической культуры и комплекса ГТО, которые имеют практическое значение для совершенствования организации процесса физического воспитания в вузе и дальнейших направлений педагогического вмешательства.

Ключевые слова:
СТУДЕНТЫ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ, КОМПЛЕКС ГТО, КОГНИТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ, ЗНАНИЯ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, МОТИВЫ, ИНТЕРЕСЫ, ПОТРЕБНОСТИ
Description:
The introduction of the modern GTO complex into the system of physical education of students includes four stages - development, testing, implementation and implementation. Each stage is, accompanied by, a number of problems and tasks. The main problem of realizing the tasks of the GTO complex is the lack of sustained, motivated interest in a significant part of students in active types of physical culture and sports. A theoretical analysis of the scientific literature made it possible to identify the components of the problem of implementing the GTO complex in a university in accordance with its objectives: axiological, cognitive, motor, structural. It was, revealed that the problem of the implementation of the GTO complex in the pedagogical literature is presented in a broad aspect, however, without sufficient consideration of the cognitive and axiological components. In the course of the study, the content of the cognitive-axiological component was, developed, which is characterized by: a system of special knowledge about physical culture and the GTO complex as the basis for the formation of a healthy lifestyle and lifestyle of students; as well as a system of values, motives, and attitudes to physical culture and sports activities. As a result, of the study, new data were, obtained on the level of special knowledge, needs, interests and value orientations of students in the field of physical culture and the GTO complex, which are of practical importance for improving the organization of the process of physical education at a university and further areas of pedagogical intervention.

Key words:
STUDENTS, PHYSICAL CULTURE AND SPORT, GTO COMPLEX, COGNITIVE AXIOLOGICAL COMPONENT, KNOWLEDGE, VALUE ORIENTATIONS, MOTIVES, INTERESTS, NEEDS