ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОБРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ У ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

STUDYING THE ISSUES OF INFORMATION PROCESSING SKILLS DEVELOPMENT IN CHILDREN OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Айварова Нина Геннадьевна, Миронов Андрей Валерьевич, Наумова Мария Вадимовна

AIVAROVA NINA GENNADIEVNA, MIRONOV ANDREY VALEREVICH, NAUMOVA MARIA VADIMOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В современной информационной среде происходит трансформация всех сфер человеческой деятельности, переосмысление ценностей, мировоззренческих позиций по вопросам дальнейшего развития человечества, и особенно по проблемам формирования подрастающего поколения. В статье поднимается актуальная проблема современного образования - условия формирования у обучающихся умения самостоятельно получать, обрабатывать и интерпретировать информацию. При организации образовательного пространства в условиях современной информационной среды для детей коренных малочисленных народов Севера живущих в отдаленных малых населенных пунктах данная проблема усугубляется этнокультурной спецификой их социализации. Важное значение в работе с информацией имеют особенности развития когнитивной сферы, устойчивость внимания, скорость и точность выполнения задания, исследование которых представлено в статье. Исследование носило кросс-культурный характер, проводилось с учетом возрастных особенностей и культурно специфических особенностей социализации подростков коренных малочисленных народов Севера. В исследовании приняли участие обучающиеся 6 классов. Общая выборка исследования составила 114 человек (58 представителей русского этноса и 56 подростков из числа коренных малочисленных народов Севера). Для исследования когнитивных способностей участников исследования использовался тест Тулуза-Пьерона, который направлен на изучение таких свойств внимания, как устойчивость, концентрация, переключаемость и психомоторного темпа выполнения задания. Также этот тест позволяет оценить точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени. Выбор теста для кросс-культурного исследования обусловлен его независимостью от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого. В ходе исследования выявлены общие закономерности и отличительные особенности таких показателей обработки информации как скорость, точность и устойчивость скорости выполнения работы. Полученные результаты будут значимы при разработке и внедрении новых подходов в обучении детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова:
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СКОРОСТЬ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ТОЧНОСТЬ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА, КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Description:
In the modern information environment, the transformation of all spheres of human activity is occurring as well as the reappraisal of values and worldviews on the further development of humanity, and specifically on the issues of the younger generation development. The paper raises a pressing challenge of modern education - the conditions for the development of students' ability to independently receive, process and interpret information. When organizing the education space amid the modern information environment for children of indigenous peoples of the North living in small remote settlements, the challenge is aggravated by the ethnocultural specifics of their socialization. Of great importance to information handling is the cognitive development features, attention span, speed and accuracy of task performance, which are studied in the paper. The study features a cross-cultural component, considering age characteristics and cultural specific features of teenage socialization of small indigenous peoples of the North. Sixth-grade school students participated in the study. The total sample of the study was 114 people (with 58 representatives of the Russian ethnic group and 56 teenagers of the small indigenous peoples of the North). To study the cognitive capabilities of the participants, the Toulouse-Pieron test was used, which is aimed at studying such features of attention as span, concentration, shift and psychomotor rate of task performance. Also, this test allows to assess the accuracy and reliability of information processing, volitional regulation, personal characteristics of performance and performance dynamics in time. The selected test for cross-cultural research is justified by its independence from the cultural background, level of verbal and social intelligence of the person under study. In the course of the study, some common patterns and specific features of such information processing indicators as speed, accuracy, and stability of the work performance speed were revealed. The findings obtained will be significant in developing and implementing new approaches to the education of children of the indigenous minorities of the North.

Key words:
INFORMATION PROCESSING, INFORMATION ENVIRONMENT, EDUCATION FOR CHILDREN OF SMALL INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH, INFORMATION PROCESSING SPEED, INFORMATION PROCESSING ACCURACY, ETHNO-CULTURAL ENVIRONMENT, CROSS-CULTURAL STUDIES