ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ РИСКОВ В РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

STUDY RISK STRATIFICATION IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

ГНЕЗДИЛОВА Наталия Александровна, ЩУЧКА Татьяна Александровна, РЫЖКОВА Ольга Владимировна

GNEZDILOVA Natalia Alexandrovna, SHCHUCHKA Tatyana Alexandrovna, RYZHKOVA Olga Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В статье осуществляется попытка выявления и анализа стратификационных рисков в развитии обучающихся в условиях информации образования с необходимостью дальнейшего исследования вопросов их предупреждения. Заявлена проблема: каковы стратификационные риски в развитии обучающихся в условиях информации образования? Актуализация заявленной проблематики обусловлена уровнем развития современного цифрового образовательного пространства, требованиями которого являются обеспечение отсутствия угроз благополучию развития обучающихся, дегуманизирующих ход и деформирующих результаты такого развития. Цель - осуществить выявление и анализ стратификационных рисков в развитии обучающихся в условиях информации образования. В процессе исследования использованы теоретические методы: анализ массива научно-исследовательских работ в областях педагогики и психологии высшей школы, сопоставление и сравнение, систематизация. В условиях информатизации образования происходит становление информационной стратификации. Основные причины возникновения информационной стратификации кроются в уровне материального положения, в компьютерной безграмотности, в особенностях состояния здоровья обучающегося. Выявлены стратификационные риски современной образовательной системы в условиях информационной стратификации, рассматриваемые в качестве потенциального препятствия на пути профессионального формирования будущего специалиста, которые могут существенно нивелировать показатели развития и минимизировать конечные результаты. Рисками являются: диспропорциональность изначальных возможностей для получения конкурентоспособного образования и профессиональной реализации; проявление интолерантности, зависти, буллинга и кибербуллинга в среде обучающихся; ухудшение отношения обучающихся к учению, образовательной организации; бравада невежеством; гипертрофия индивидуалистических и прагматических ориентаций обучающихся. Нарастание стратификационных рисков в педагогической практике требует включения педагогов в разработку и применение педагогических средств оптимизации процессов развития обучающихся, позволяющих снизить влияние и обеспечить предупреждение появления таких рисков. Результаты выявления и анализа стратификационных рисков в развитии обучающихся в условиях информатизации образования показали необходимость рассмотрения вопросов предупреждения таких рисков, для чего требуется проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей выявить обучающихся, находящихся в зоне стратификационных рисков цифровой образовательной среды, выявить и реализовать педагогические средства оптимизации развития обучающегося.

Ключевые слова:
риски,информационная стратификация,анализ,выявление,образовательный процесс,развитие,обучающиеся
Description:
The article attempts to identify and analyze stratification risks in the development of students in the context of information education with the need for further research on their prevention. Stated problem: what are the risks stratification in the development of students in conditions of information of education? The actualization of the stated problems due to the level of development of the contemporary digital educational space, the requirements which are ensuring the absence of threats to the welfare of the students, the course dehumanizing and distorting the results of such development. Objective: to identify and analyze stratification risks in the development of students in the context of information education. In the course of the research, theoretical methods were used: analysis of the array of research works in the fields of pedagogy and psychology of higher education, comparison and comparison, systematization. In the context of informatization of education, the formation of information stratification is taking place. The main reasons for the emergence of information stratification lie in the level of financial situation, in computer illiteracy, in the peculiarities of the student's health. Stratification risks of the modern educational system in the context of information stratification are identified, which are considered as a potential obstacle to the professional formation of a future specialist, which can significantly level the development indicators and minimize the final results. Risks are: disproportion of initial opportunities for obtaining competitive education and professional implementation; manifestation of intolerance, envy, bullying and cyberbullying among students; deterioration of the attitude of students to the teaching, educational organization; bravado by ignorance; hypertrophy of individualistic and pragmatic orientations of students. The growth of stratification risks in pedagogical practice requires the inclusion of teachers in the development and application of pedagogical tools to optimize the processes of development of students, which reduce the impact and prevent the occurrence of such risks. Results identification and analysis of risk stratification in the development of students in conditions of Informatization of education showed the need to address the prevention of such risks, which requires conduct psychological-pedagogical diagnostics that can identify students that are in the area of risk stratification digital educational environment, to identify and implement pedagogical tools for optimizing the development of the student.

Key words:
risks,information stratification,analysis,identification,educational process,development,students