ИЗУЧЕНИЕ ДИСКУРСА КАК МЕХАНИЗМА АКТУАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКА В ПРЕПОДАВАНИИ «ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА»

STUDYING DISCOURSE AS A MECHANISM OF LANGUAGE ACTUALIZATION IN TEACHING "PHILOSOPHY OF LANGUAGE"

Шмелева Жанна Николаевна

SHMELEVA ZHANNA NICKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Философия языка представляет собой философское исследование природы языка; отношений между языком, пользователями языка и миром; формирование языковой картины мира; исследование понятий, с помощью которых язык описывается и анализируется, как в повседневной речи, так и в научных лингвистических исследованиях. Думается, данный раздел философской науки представляет интерес для студентов гуманитарных, а особенно лингвистических направлений. Тем более, что философия языка отличается от лингвистики, поскольку философские исследования носят концептуальный, а не эмпирический характер. Автор придерживается точки зрения, что динамическая модель языка, подчеркивающая его деятельностный характер, должна опираться на информационно-коммуникативную парадигму, предполагающую обмен знаниями, информацией, ценностями, оценками, значениями, смыслами. Завершенной конвенциональной репрезентацей дискурса выступает текст, как дискретно организованная и линейно структурированная, основывающаяся на общем контексте и языковых значениях форма продуцирования языковой культуры. Проведенный в работе анализ, помог установить степень корреляции инвариантной, статической модели языка с вариативной, динамической. Степень корреляции зависит от эффективности реализации действия механизма, осуществляющего актуализацию языка. Другими словами, от дискурса. Мерой корреляции выступает сам дискурс. Например, в качестве последнего можно назвать рационально-логическую форму, представленную как развертывание лексических возможностей языкового сознания. Языковые отношения носят культурно-исторический характер, исследуя языковые системы (структуры, формы) и их динамику (изменения в процессе функционирования), мы можем корректно проследить, с одной стороны, влияние культурных и социальных факторов на содержание языковой культуры, а с другой - влияние языковой культуры на развитие социума, что, несомненно, поможет в воспитании и обучении гармонично развитой личности.

Ключевые слова:
ЯЗЫК, ФИЛОСОФИЯ, ДИСКУРС, МОДЕЛЬ, ЯЗЫКОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, АНАЛИЗ, КОРРЕЛЯЦИЯ, ТЕКСТ, ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА, АКТУАЛИЗАЦИЯ, МЕХАНИЗМ, РАЦИОНАЛЬНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ, ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ
Description:
The philosophy of language is a philosophical study of the nature of language; the relationship between language, language users and the world; the formation of the linguistic picture of the world, the study of the concepts by which language is described and analyzed, both in everyday speech and in scientific linguistic research. It seems that this section of philosophical science is of interest to students of Humanities, and especially linguistic areas. Moreover, the philosophy of language differs from linguistics because philosophical research is conceptual rather than empirical. The author holds the point of view that the dynamic model of the language, emphasizing its activity character, should be based on the information and communication paradigm, involving the exchange of knowledge, information, values, assessments, meanings. The text as a discretely organized and linearly structured form of producing language culture, based on the general context and linguistic meanings, is a complete conventional representative of discourse. The analysis helped to establish the degree of correlation of the invariant, static model of the language with the variable, dynamic. The degree of correlation depends on the effectiveness of the mechanism of actualization of the language. In other words, from discourse. The measure of correlation is the discourse itself. For example, as the latter can be called rational-logical form, presented as the deployment of lexical possibilities of linguistic consciousness. Language relations are of cultural and historical character, studying language systems (structures, forms) and their dynamics (changes in the process of functioning), we can correctly trace, on the one hand, the influence of cultural and social factors on the content of language culture, and on the other - the influence of language culture on the development of society, which will undoubtedly help in the education and training of harmoniously developed personality.

Key words:
LANGUAGE, PHILOSOPHY, DISCOURSE, MODEL, LANGUAGE RELATIONS, REPRESENTATION, INFORMATION, COMMUNICATION, ANALYSIS, CORRELATION, TEXT, LINGUISTICS, LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD, ACTUALIZATION, MECHANISM, RATIONAL, LOGICAL, LEXICAL CONSTRUCT