Аннотация:Исследование направлено на определение условий организации совместной трудовой деятельности, наиболее эффективных для воспитания детей с ОВЗ. Одна из задач эмпирического исследования - изучить готовность детей экспериментального класса к совместной трудовой деятельности. С этой целью был использован комплекс методов: наблюдение за трудовой и игровой деятельностью детей; опрос учителя и учащихся, создание экспериментальных ситуаций. Выделены критерии готовности детей к совместной трудовой деятельности: проявление чувства ответственности за совместную работу; активность и инициативность в оказании помощи товарищам; заинтересованность в успехе общего дела; проявление чуткости и сопереживания по отношению к товарищам. Описаны уровни готовности детей с ОВЗ к совместной трудовой деятельности в зависимости от полноты и качества проявления каждого критерия. Описан ход и результаты эмпирического исследования, которое проводилось в школе № 19 г. Таганрога. У большинства испытуемых есть хронические заболевания, они ослаблены. У всех детей замечены нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения речи. Результаты диагностики показали, что большинство детей характеризуется средним или низким уровнем готовности к совместной трудовой деятельности. Наиболее ярко готовность учащихся с ОВЗ к совместной трудовой деятельности проявляется в игре.
Ключевые слова:ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАВЫКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА НА ЛИЧНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ