ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ К СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

STUDYING OF READINESS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS AND PHYSICALY DISABLED CHILDREN TO JOINT WORK

Шалова Светлана Юрьевна, Меньшикова Татьяна Ивановна, Дмитриева Анастасия Александровна

Shalova Svetlana Yuryevna, Menshikova Tatyana Ivanovna, Dmitrieva Anastasiya Aleksandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Исследование направлено на определение условий организации совместной трудовой деятельности, наиболее эффективных для воспитания детей с ОВЗ. Одна из задач эмпирического исследования - изучить готовность детей экспериментального класса к совместной трудовой деятельности. С этой целью был использован комплекс методов: наблюдение за трудовой и игровой деятельностью детей; опрос учителя и учащихся, создание экспериментальных ситуаций. Выделены критерии готовности детей к совместной трудовой деятельности: проявление чувства ответственности за совместную работу; активность и инициативность в оказании помощи товарищам; заинтересованность в успехе общего дела; проявление чуткости и сопереживания по отношению к товарищам. Описаны уровни готовности детей с ОВЗ к совместной трудовой деятельности в зависимости от полноты и качества проявления каждого критерия. Описан ход и результаты эмпирического исследования, которое проводилось в школе № 19 г. Таганрога. У большинства испытуемых есть хронические заболевания, они ослаблены. У всех детей замечены нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения речи. Результаты диагностики показали, что большинство детей характеризуется средним или низким уровнем готовности к совместной трудовой деятельности. Наиболее ярко готовность учащихся с ОВЗ к совместной трудовой деятельности проявляется в игре.

Ключевые слова:
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАВЫКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА НА ЛИЧНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Description:
The research is directed to definition of the conditions of the organization of joint work, the most effective for education of physically disabled children. One of problems of an empirical research - to study readiness of children of an experimental class for joint work. The complex of methods was for this purpose used: observation of labor and game activity of children; poll of the teacher and pupils, creation of experimental situations. Criteria of readiness of children for joint work are marked out: manifestation of sense of responsibility for collaboration; activity and initiative in assistance to companions; interest in success of common cause; manifestation of keenness and empathy in relation to companions. Levels of readiness of physically disabled children to joint work depending on completeness and quality of manifestation of each criterion are described. The course and results of an empirical research which was conducted at school No. 19 of Taganrog is described. Most of examinees has chronic diseases, they are weakened. At all children violations of the emotional and strong-willed sphere, violation of the speech are noticed. Results of diagnostics showed that most of children is characterized by average or low level of readiness for joint work. Most brightly readiness of physically disabled children to joint work is shown in a game.

Key words:
LABOR EDUCATION, WORK OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS, SKILLS OF JOINT ACTIVITY, INFLUENCE OF COLLECTIVE ON THE PERSONALITY, READINESS FOR JOINT WORK, PHYSICALLY DISABLED CHILDREN