К ПРОБЛЕМЕ НАВЯЗЫВАНИЯ ЗАЕМЩИКАМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ON THE PROBLEM OF IMPOSING ADDITIONAL SERVICES ON BORROWERS AND CONSUMERS

ШАШКОВА Анна Николаевна

SHASHKOVA Anna Nikolaevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье исследуется проблема навязывания заемщикам потребителям дополнительных услуг личного страхования. На основе анализа научных исследований, статистических данных, действующего законодательства, а также правоприменительной практики в сфере потребительского кредитования автор приходит к выводу о том, что преодоление проблемы навязывания заемщикам потребителям дополнительных услуг личного страхования возможно при обеспечении надлежащего информировании заемщика, которое должно быть обеспечено императивно путем закрепления обязанности профессиональных участников финансового рынка предоставлять потребителю точную, ясную, краткую, сопоставимую и своевременную информацию о предоставляемых услугах. Кроме этого, автор отмечает необходимость создания условий для поощрения добросовестных практик профессиональных участников рынка потребительского кредитования в области информирования заемщиков, а также последовательной реализации мер, направленных на повышение финансовой грамотности населения. В то же время, обосновывается несогласие с идеями полного запрета продажи продуктов кредитного страхования в момент предоставления кредита и ограничения права банков осуществлять посредническую деятельность при оказании услуг страхования. По результатам проведенного исследования автором сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в области потребительского кредитования, направленные на повышение качества раскрытия информации о предоставляемых услугах профессиональными участниками финансового рынка, и способствующие осуществлению потребителем компетентного выбора финансовых услуг.

Ключевые слова:
потребительский кредит (заем),навязывание потребителю дополнительных услуг,личное страхование,право потребителя на необходимую и достоверную информацию об услугах в сфере кредитования
Description:
The article examines the problem of imposing additional personal insurance services on borrowers and consumers. Based on the analysis of scientific research, statistical data, current legislation, as well as law enforcement practice in the field of consumer lending, the author comes to the conclusion that overcoming the problem of imposing additional personal insurance services on borrowers is possible if the borrower is properly informed, which should be provided imperatively by fixing the obligation of professional financial market participants to provide consumers with accurate, clear, concise, comparable and timely information about the services provided. In addition, the author notes the need to create conditions for encouraging good practices of professional participants in the consumer lending market in the field of informing borrowers, as well as the consistent implementation of measures aimed at improving the financial literacy of the population. At the same time, it justifies the disagreement with the ideas of a complete ban on the sale of credit insurance products at the time of granting the loan and restrictions on the right of banks to carry out intermediary activities in the provision of insurance services. Based on the results of the study, the author formulated proposals for improving the current legislation in the field of consumer lending, aimed at improving the quality of disclosure of information about the services provided by professional financial market participants, and contributing to the implementation of the consumer's competent choice of financial services.

Key words:
consumer credit (loan),imposing additional services on the consumer,personal insurance,the consumer's right to the necessary and reliable information about services in the field of lending