К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

TO THE INTERACTION OF UPBRINGING AND DEVELOPMENT OF THE TEAM

Андриенко Оксана Александровна

Andrienko Oksana Aleksandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Вопросам воспитания личности на разных этапах ее становления посвящено достаточное количество работ. Большая роль в этом процессе принадлежит коллективу, в котором находится воспитанник. Развитие ребенка во многом зависит именно от того, какое место он занимает в системе межличностных отношений в группе, в системе общения. В статье рассмотрены понятия «коллектив», «детский коллектив», его признаки, этапы и уровни развития, а также его воспитательное влияние на личность. Представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение уровня развития классного коллектива, межличностных отношений в нем и их влияния на личность обучающегося. В работе приняли участие 243 обучающихся в возрасте 12-15 лет. Использовались методики «Социометрия», «Какой у нас коллектив», «Психологический климат коллектива». В результате проведенного исследования было установлено, что уровень развития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние на воспитание личности: в классах, находящихся на высоком уровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них не выявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. А это ведет к развитию коммуникативных качеств обучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в себе, своих сил. Коллектив обеспечивает обучающимся возможности самовыражения и самоутверждения как личности, он является основной базой накопления детьми и подростками позитивного социального опыта.

Ключевые слова:
КОЛЛЕКТИВ, ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА, ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ, СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА
Description:
A sufficient number of works are devoted to the issues of personal education at different stages of its formation. A big role in this process belongs to the team, which is a pupil. The development of a child largely depends on the place it occupies in the system of interpersonal relations in the group, in the system of communication. The article deals with the concept of "team", "children's team", its features, stages and levels of development, as well as its educational impact on the individual. The article presents the results of a study aimed at studying the level of development of the class team, interpersonal relationships in it and their impact on the student's personality. The work was carried out on the basis of secondary schools in Orsk. The work was attended by 243 students aged 12-15 years. Used technique "Sociometry", "What's the collective", "the Psychological climate of the collective." As a result of the study it was found that the level of development of the team, the psychological climate in it, have a significant impact on the education of the individual: in classes at a high level of group development there is a favorable psychological climate, they are not identified "isolated" adolescents, there is a high level of group cohesion. And this leads to the development of communicative qualities of students, forms their adequate self-esteem, self-esteem, self-confidence, their strength. The team provides students with opportunities for self-expression and self-affirmation as a person, it is the main basis for the accumulation of children and adolescents positive social experience.

Key words:
TEAM, CHILDREN'S TEAM, THE STAGE OF DEVELOPMENT OF A GROUP OF CHILDREN, CHARACTERISTICS OF STAFF, EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN THE TEAM, INTERPERSONAL RELATIONS, SOCIOMETRIC STATUS OF THE MEMBERS OF THE TEAM, PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEAM