К ВОПРОСУ О КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

TO THE QUESTION OF CORRECTION AND DEVELOPMENT OF SPATIAL REPRESENTATIONS AT PRE-SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES OF SPEECH

Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

Medvedeva Elena Yuryevna, Olkhina Elena Alexandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема когнитивного развития дошкольников с расстройствами речи. Авторами определены трудности формирования пространственных представлений у дошкольников. Недостатки в развитии представлений о пространстве отрицательно влияют на познавательную деятельность воспитанников с расстройствами речи. В статье определены условия, необходимые для качественного формирования пространственных представлений. Авторы акцентируют внимание на необходимости проведения целенаправленной развивающей работы и создания специальной программы по коррекции и развитию пространственно-временных представлений и использования их в активной речи детей дошкольного возраста с расстройствами речи. Материал статьи содержит комплексный анализ содержания авторской программы коррекции недостатков пространственных представлений для обучающихся с общим недоразвитием речи подготовительных групп дошкольных образовательных организаций. Указывается, что представленная программа содержит описание методик выявления пространственных представлений воспитанников, характеристику основных блоков реализации программы, игровых приемов и методов коррекционной работы. Рассматриваются ключевые принципы и этапы реализации программы с описанием, применяемых игровых технологий. В заключении статьи описываются ресурсы необходимые для реализации коррекционно-развивающей программы и делаются выводы об эффективности педагогического воздействия.

Ключевые слова:
РЕЧЬ, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ДОШКОЛЬНИКИ, ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОРРЕКЦИЯ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Description:
The article actualizes the problems of cognitive development of children with a general underdevelopment of speech of preschool age and notes the difficulties of forming spatial representations in this category of preschool children. It is proved that deficiencies in the development of ideas about space have a negative effect on the cognitive activity of pupils with a general underdevelopment of speech. The article defines the conditions necessary for the qualitative formation of spatial representations. Attention is focused on the need for purposeful developmental work and the creation of a special program for the correction and development of space-time representations and their use in the active speech of preschool children with a general underdevelopment of speech. The material of the article contains a comprehensive analysis of the content of the author's program for correcting deficiencies in spatial representations for students with a general underdevelopment of speech of preparatory groups of preschool educational organizations. It is indicated that the presented program contains a description of methods for identifying spatial representations of pupils, a description of the basic units of program implementation, game techniques and methods of correction work. We consider the key principles and stages of the program with a description of the used gaming technology. In conclusion, the article describes the resources necessary for the implementation of the correctional development program and draws conclusions about the effectiveness of the pedagogical impact.

Key words:
SPEECH, SPEECH DISORDERS, SPATIAL REPRESENTATIONS, PRESCHOOL CHILDREN, PRESCHOOLERS, PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION, CORRECTION, CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK, PLAY ACTIVITIES