К ВОПРОСУ О ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РКИ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ON THE ISSUE OF PROFILIZATION OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT THE PRE-UNIVERSITY STAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

БЕЛУХИНА Светлана Николаевна, КАЗАКОВА Елена Викторовна, ИЛЬИНА Людмила Александровна

BELUKHINA Svetlana Nikolaevna, KAZAKOVA Elena Viktorovna, ILINA Lyudmila Alexandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Статья посвящена вопросам профильно / профессионально ориентированного обучения РКИ на предвузовском этапе иностранных студентов инженерных специальностей. В качестве одного из принципов такого обучения выдвинут принцип профилизации. Авторами предложен возможный путь профилизации обучения русскому языку иностранных учащихся. Учёт коммуникативных потребностей иностранных учащихся первого курса в учебно-научной и учебно-профессиональной сфере, а также конкретных методических условий, затрудняющих процесс языковой предвузовской подготовки на подготовительном факультете, позволил разработать модель комплексного обучения аудированию и письму. Разработанная модель основывается на принципах коммуникативности, профильной направленности, комплексности в обучении видам речевой деятельности, а также доступности, которой в большей степени подчиняется отбор и организация учебного материала. В качестве основного средства обучения выбран научно-популярный текст. Информативность, познавательность, доступность изложения научного материала, межпредметный характер научно-популярного текста делает его оптимальным учебным средством профилизации процесса обучения русскому языку на предвузовском этапе, в том числе в области обучения аудированию и конспектированию лекций. Внедрение такой модели послужит восстановлению преемственности в обучении иностранцев на предвузовском и основном этапах в техническом вузе, облегчит учащимся общение в учебно-научной и учебно-профессиональной сферах, повысит его эффективность.

Ключевые слова:
русский язык как иностранный,профильно / профессионально ориентированное обучение,предвузовский этап,профилизация,профильно-коммуникативная компетенция,профиль обучения,учебно-научная сфера общения,учебно-научный текст,научно-популярный текст,аудирование лекций,конспектирование лекций
Description:
The article is devoted to the issues of specialized / professionally oriented teaching Russian as a foreign language at the pre-University stage of foreign students of engineering specialties. As one of the principles of such training, the principle of profiling is put forward. The authors suggest a possible way to profile the teaching of the Russian language to foreign students. Taking into account the communicative needs of first-year foreign students in the educational, scientific and professional fields, as well as specific methodological conditions that hinder the process of language pre-University training at the preparatory faculty, allowed us to develop a model of integrated learning of listening and writing. The developed model is based on the principles of communication, profile orientation, complexity in teaching types of speech activity, as well as accessibility, which is more subject to the selection and organization of educational material. Popular science text is chosen as the main teaching tool. Informative, informative, accessible presentation of scientific material, and the interdisciplinary nature of popular science text make it the optimal educational tool for profiling the process of teaching Russian at the pre-University stage, including in the field of teaching listening and lecture notes. The introduction of such a model will serve to restore continuity in the training of foreigners at the pre-University and main stages in a technical University, make it easier for students to communicate in the educational, scientific and professional spheres, and increase its effectiveness.

Key words:
Russian as a foreign language,specialized / professionally oriented training,pre-University stage,profilization,specialized and communicative competence,training profile,educational and scientific sphere of communication,educational and scientific text,popular science text,listening to lectures,lecture notes