К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ КАК ОСНОВЫ ПЕРЕДАЧИ ВОСПРИЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ON THE DEVELOPMENT OF ARTICULATION SKILLS AS A BASIS FOR THE TRANSMISSION OF PERCEPTION OF VERBAL INFORMATION

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович, БЕЛОУСОВА Надежда Игоревна, ПЕТРОВА Елена Владимировна

TKACHENKO Pavel Vladimirovich, BELOUSOVA Nadezhda Igorevna, PETROVA Elena Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Актуальность и проблема формирования артикуляционных навыков у обучающихся высшего учебного заведения обусловлена в первую очередь необходимостью их применения в последующей профессиональной деятельности. Сейчас очень часто преподаватели высших учебных заведений сталкиваются с проблемами произношения у студентов, что, несомненно, ведет к нарушению усвоения части доносимой вербально информации. Именно вербальная информация является главным ресурсом в учебных заведениях, соответственно дикция и артикуляция привлекают к себе особое внимания. На формирование элементарных жестов артикуляции влияет социальный, общий жизненный и музыкальный сенсорный, кинетический опыт, опирающийся на широкий круг звукообразных представлений и ассоциаций (опыт движений, чувств, переживаний, эмоций и т.д.) Целью нашего исследования стало разработать программу, способствующую развитию артикуляции и улучшению дикцию, а также изучить ее применение на обучающихся. В результате исследования получено, что наиболее эффективным типом дыхания является брюшной тип, так как при таком дыхании глубже вентилируются легкие, облегчается венозный возврат от брюшной полости к сердцу, а для осуществления дыхательного цикла затрачиваются наименьшие усилия с точки зрения энергозатрат. Мужчины легче и эффективнее обучаются диафрагмальному дыханию, как показывают результаты исследования. Группа испытуемых с помощью БОС-процедур научилась владеть ритмом и глубиной дыхания, что особенно влияет на дикцию и артикуляцию речи человека.

Ключевые слова:
дикция,артикуляция,вербальная информация,биологически обратная связь,речь
Description:
The relevance and problem of formation of articulation skills in students of higher educational institutions is primarily due to the need for their application in subsequent professional activities. Now very often teachers of higher educational institutions face problems of pronunciation at students that, undoubtedly, leads to violation of assimilation of part of the information conveyed verbally. It is verbal information that is the main resource in educational institutions, respectively, diction and articulation attract special attention. The formation of elementary gestures of articulation is influenced by social, general life and musical sensory, kinetic experience, based on a wide range of sound-like representations and associations (experience of movements, feelings, experiences, emotions, etc.). The purpose of our study was to develop a program that promotes the development of articulation and improve diction, as well as to study its application to students. The study obtained that the most efficient type of breathing is the abdominal type, because with such a breath deeper than ventilated lungs, facilitates venous return from the abdomen to the heart, the respiratory cycle consumes the least effort from the point of view of energy consumption. Men are more easily and effectively trained in diaphragmatic breathing, according to the results of the study. A group of subjects with the help of BOS procedures learned to master the rhythm and depth of breathing, which especially affects the diction and articulation of human speech.

Key words:
diction,articulation,verbal information,biofeedback,speech