Аннотация:Актуальность и проблема формирования артикуляционных навыков у обучающихся высшего учебного заведения обусловлена в первую очередь необходимостью их применения в последующей профессиональной деятельности. Сейчас очень часто преподаватели высших учебных заведений сталкиваются с проблемами произношения у студентов, что, несомненно, ведет к нарушению усвоения части доносимой вербально информации. Именно вербальная информация является главным ресурсом в учебных заведениях, соответственно дикция и артикуляция привлекают к себе особое внимания. На формирование элементарных жестов артикуляции влияет социальный, общий жизненный и музыкальный сенсорный, кинетический опыт, опирающийся на широкий круг звукообразных представлений и ассоциаций (опыт движений, чувств, переживаний, эмоций и т.д.) Целью нашего исследования стало разработать программу, способствующую развитию артикуляции и улучшению дикцию, а также изучить ее применение на обучающихся. В результате исследования получено, что наиболее эффективным типом дыхания является брюшной тип, так как при таком дыхании глубже вентилируются легкие, облегчается венозный возврат от брюшной полости к сердцу, а для осуществления дыхательного цикла затрачиваются наименьшие усилия с точки зрения энергозатрат. Мужчины легче и эффективнее обучаются диафрагмальному дыханию, как показывают результаты исследования. Группа испытуемых с помощью БОС-процедур научилась владеть ритмом и глубиной дыхания, что особенно влияет на дикцию и артикуляцию речи человека.
Ключевые слова:дикция,артикуляция,вербальная информация,биологически обратная связь,речь