К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

TO THE QUESTION OF USAGE OF COGNITIVE STRATEGIES IN READING FOR TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO BEGINNERS

СЫРОВА Мария Михайловна

SYIROVA Mariia Mikhailovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
В современной методике преподавания русского языка как иностранного особое значение уделяется подготовке будущих инженеров, а инженерный профиль выделяется в рамках обучения языку будущей специальности. Обучению иностранных студентов данного профиля были посвящены многочисленные работы, которые доказали существование особенностей инженерного мышления и восприятия информации. Предполагалось, что данные особенности мышления, когнитивные особенности будущих инженеров формируются под воздействием специфики профессионального обучения, в том числе при чтении инженерных текстов, поскольку тексты инженерного профиля имеют особую структуру. Чтение как вид речевой деятельности играет ключевую роль в приобретении знаний будущими инженерами, так как чтение текстов по специальности является основным источником информации для студентов. В рамках работы рассматриваются основные когнитивные стратегии, использование которых эффективно влияет на процесс восприятия информации при чтении. Автор статьи рассматривает стратегии чтения, обучение которым на этапе педвузовской подготовки может помочь будущим инженерам в дальнейшем при чтении текстов во время обучения в вузе и при подготовке к поступлению в вуз.

Ключевые слова:
обучение чтению,когнитивные стратегии,когнитивный подход в обучении,когнитивная компетенция,коммуникативная компетенция,обучение русскому как иностранному на начальном этапе,поиск информации при чтении,инженерные тексты,обучение будущих инженеров чтению,структура инженерных текстов,учебные пособия для будущих инженеров,учебные пособия по чтению
Description:
In the modern methodology of teaching Russian as a foreign language, special attention is paid to the training of future engineers, and the engineering profile is highlighted in the framework of teaching the language of the future specialty. Numerous works have been devoted to the training of foreign students of this profile, which have proven the existence of features of engineering thinking and perception of information. It was assumed that these features of thinking, the cognitive features of future engineers are formed under the influence of the specifics of vocational training, including reading engineering texts, since the texts of an engineering profile have a special structure. Reading as a type of speech activity plays a key role in the acquisition of knowledge by future engineers, since reading specialty texts is the main source of information for students. The work examines the main cognitive strategies, the use of which effectively affects the process of perception of information when reading. The author of the article considers reading strategies, the teaching of which at the stage of teacher training can help future engineers in the future when reading texts during their studies at a university and in preparation for entering a university.

Key words:
teaching reading,cognitive strategies,cognitive approach to teaching,cognitive competence,communicative competence,teaching Russian as a foreign language at the initial stage,information retrieval when reading,engineering texts,teaching future engineers to read,structure of engineering texts,textbooks for future engineers,textbooks for reading