К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY PRACTICE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Васильева Виктория Сергеевна, Селенкова Алёна Александровна

VASILYEVA VICTORIA SERGEEVNA, SELENKOVA ALENA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в качестве одного из наиболее эффективных средств коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) мы понимаем совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей. ИКТ, используемые в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений, обладают уникальными дидактическими возможностями, и оказывают полисенсорное воздействие, сочетая динамику, звук и изображение, что даёт возможность наиболее долго удерживать внимание, мотивировать деятельность ребёнка дошкольного возраста (путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды), в тех случаях, когда другими средствами это сделать не представляется возможным. Эти факторы создают ситуацию успеха, и способствует повышению познавательного интереса у дошкольников с общим недоразвитием речи, что отражает возрастной и мотивационный аспекты коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей. В целом, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в логопедическую практику дошкольных образовательных учреждений позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, оптимизировать учебно-познавательный процесс и повышать эффективность коррекционной работы.

Ключевые слова:
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Description:
The article discusses the use of information and communication technologies as one of the most effective means of correcting violations of lexical and grammatical structure and coherent speech in children of preschool age with General speech underdevelopment (ONR). By information and communication technologies (ICT), we mean a set of methods, production processes, and software and hardware tools integrated for the purpose of collecting, processing, storing, distributing, displaying, and using information for the benefit of its users. ICT used in speech therapy practice of preschool educational institutions have unique didactic capabilities, and have a polysensory effect, combining dynamics, sound and image, which makes it possible to hold attention for the longest time, motivate the activity of a preschool child (by modeling a correctional and developing computer environment), in cases when it is not possible to do this by other means. These factors create a situation of success, and contributes to the increase of cognitive interest in preschoolers with General speech underdevelopment, which reflects the age and motivational aspects of correctional and developmental work with this category of children. In General, the introduction of modern information and communication technologies in speech therapy practice of preschool educational institutions allows combining correctional and educational and developmental tasks of speech therapy, optimizing the educational and cognitive process and improving the effectiveness of correctional work.

Key words:
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT, SPEECH THERAPY CORRECTION, SENIOR PRESCHOOL CHILDREN, LEXICAL AND GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH, COHERENT SPEECH, DIDACTIC OPPORTUNITIES, CONTENT OF CORRECTIONAL WORK