КАТЕГОРИЯ СРАВНЕНИЯ И ЭТНОЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

CATEGORY OF COMPARISON AND ETHNO-LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD

Самчик Наталья Николаевна

SAMCHIK NATALYA NIKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Сравнение, будучи сложной лингвопонятийной категорией, представляет интерес для исследователей различных направлений: философов, логиков, языковедов, культурологов. Наиболее актуально в последнее время изучение сравнительных конструкций в рамках лингвокультурологического подхода. Автор данной статьи анализирует различные подходы к изучению сравнения, подробно останавливаясь на описании сравнения как языковой единицы, предлагает несколько определений языковой категории сравнения, позволяющих рассматривать его как сложное многоаспектное явление, выявляет главные особенности сравнительных конструкций, их структуру и семантику, и рассматривает роль данной лингвистической и понятийной категории в формировании этноязыковой картины мира. Автор статьи делает вывод о том, что рассмотрение сравнения в рамках теории функционально-семантических полей позволяет наиболее полно и всесторонне охарактеризовать и структурировать многообразные и отличающиеся друг от друга конструкции, воспринимаемые носителями языка как сравнение, и выявить общие черты, которые их объединяют. Продуктивен также кросскультурный анализ компаративных конструкций, так как он позволяет исследовать феномен этнической ментальности, найти общие и специфические черты этноязыковых картин мира. Результаты работы могут быть интересны широкому кругу читателей: специалистам в области общего языкознания, этнолингвистики, лингвокультурологии, преподавателям русского и иностранных языков, студентам-филологам.

Ключевые слова:
СРАВНЕНИЕ, КОМПАРАТИВНОСТЬ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ, КОМПОНЕНТЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ, СИНТАКСИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СРАВНЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И УСТОЙЧИВЫЕ КОМПАРАТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ И ЭТНОЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
Description:
Comparison, being a complex linguistic-conceptual category, is of interest to researchers in various fields: philosophers, logicians, linguists, cultural scientists. The study of comparative constructions within the framework of linguoculturological approach is the most relevant in recent years. The author of this article analyzes various approaches to the study of comparison, focusing in detail on the description of comparison as a linguistic unit, offers several definitions of the linguistic category of comparison, allowing us to consider it as a complex multidimensional phenomenon, reveals the main features of comparative structures, their structure and semantics, and considers the role of this linguistic and conceptual category in the formation of the ethno-linguistic picture of the world. The author concludes that viewing comparison in the framework of the theory of functional-semantic fields allows to give the most complete and comprehensive characteristic and structuring of diverse and different constructions, perceived by native speakers as a comparison, and to identify common features that unite them. Cross-cultural analysis of comparative constructions is also productive, as it allows to study the phenomenon of ethnic mentality, to find common and specific features of ethno-linguistic pictures of the world, The results of the work may be of interest to a wide range of readers: specialists in the field of General Linguistics, Ethnolinguistics, Linguoculturology, teachers of Russian and foreign languages, students studying philology.

Key words:
COMPARISON, COMPARABILITY, COMPARATIVE CONSTRUCTION, FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD, COMPONENTS OF COMPARATIVE CONSTRUCTION, SYNTACTIC MODELS OF COMPARISON, INDIVIDUAL AND STABLE COMPARATIVE CONSTRUCTIONS, CONCEPTUAL AND ETHNO-LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD