КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА

COMMUNICATION SKILLS AS A CONDITION OF SOCIALIZATION OF CHILDREN

Осипова Лариса Борисовна, Степанова Наталья Юрьевна

Osipova Larissa Borisovna, Stepanova Natalya Yuryevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье отражены результаты теоретического изучения понятия «коммуникативные навыки» и рассмотрения данного термина в контексте процесса социализации. В последние годы в целостной системе образования отмечается усиление коммуникативной направленности учебного процесса. В связи с этим закономерно повышение научного интереса к определению сущности, особенностей и условий развития коммуникативных навыков как средства социализации ребёнка. На основе анализа теоретических источников, посвященных изучению проблемы социально-коммуникативного развития детей, авторы показывают многоаспектность понятия коммуникативных навыков, обосновывают их роль в социально-личностном развитии ребёнка и его социализации. В ходе анализа понятий «социализация», «социальное взаимодействие», «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность» и «коммуникативная компетенция» установлена их взаимосвязанность и взаимозависимость, показано место коммуникативных навыков в системе данных понятий, представлена и описана схема их взаимосвязи. Авторы доказывают, что в структуре коммуникативной деятельности действия, средства и операции общения и есть суть коммуникативных навыков. В статье представлены основные области коммуникативных навыков, наличие которых является обязательным условием формирования коммуникативной компетенции ребёнка и его социализации. Акцентируется внимание на различие в подходах к изучению общения и формированию коммуникативных навыков в отечественной и западной науке. Авторы делают вывод, что коммуникативные навыки являются структурным компонентом коммуникативной деятельности и представляют собой выполнение операций и действий общения, доведённых до автоматизма, с применением различных средств общения соответственно собеседнику, цели и ситуации общения.

Ключевые слова:
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩЕНИЕ, КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАТЕГОРИИ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ, ОБЛАСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Description:
The article reflects the results of a theoretical study of the concept of «communication skills» and consideration of this term in the context of the process of socialization. In recent years, in the integrated education system, the communicative orientation of the educational process has been strengthened. In this regard, it is natural to increase the scientific interest in the definition of the essence, characteristics and conditions of the development of communication skills as a means of socializing a child. Based on the analysis of theoretical sources devoted to the study of the problem of the social and communicative development of children, the authors show the multidimensionality of the concept of communicative skills, substantiate their role in the social and personal development of the child and his socialization. The analysis of the concepts of «socialization», «social interaction», «communication», «communication», «communicative activity» and «communicative competence» established their interconnectedness and interdependence, showed the place of communicative skills in the system of these concepts, presented and described their scheme interconnection The authors argue that in the structure of the communicative activity, actions, means and operations of communication are the essence of communicative skills. The article presents the main areas of communication skills, the presence of which is a prerequisite for the formation of the communicative competence of the child and his socialization. Attention is focused on the difference in approaches to the study of communication and the formation of communication skills in domestic and Western science. The authors conclude that communication skills are a structural component of communication activities and represent the execution of operations and actions of communication, brought to automatism, with the use of various means of communication, respectively, the interlocutor, goals and situations of communication.

Key words:
COMMUNICATIVE SKILLS, SOCIALIZATION, COMMUNICATION, COMMUNICATIVE ACTIVITIES, COMMUNICATIVE COMPETENCE, THE STRUCTURE OF THE COMMUNICATIVE ACTIVITIES, CATEGORIES OF MEANS OF COMMUNICATION, AREAS OF COMMUNICATION SKILLS