КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ И СТРАТЕГИИ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ДИСКУРСА ПЕРЕГОВОРОВ

COMMUNICATIVE TACTICS AND STRATEGIES OF ENGLISH NEGOTIATIONS DISCOURSE

Хакиева Залиха Усмановна, Усманов Тимерлан Ибрагимович, Баштыгова Аза Умаровна

KHAKIEVA ZALIKHA USMANOVNA, USMANOV TIMERLANE IBRAGIMOVICH, BASHTIGOVA AZA UMAROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Цель настоящего исследования - рассмотреть основные тактики и стратегии англоязычного делового дискурса переговоров на основе материала англоязычных деловых переговоров (далее - переговоров), определить его роль и значение в общей системе деловой диалогической устной речи. Методы: описательно-аналитический метод на основе сплошной выборки практического материала. Являясь абстрактной знаковой системой, язык в действительности существует только в виде дискурсов, поскольку общение протекает в определенном социальном пространстве. В настоящей статье определили понятие дискурс переговоров как структурную языковую единицу лингвопрагматики, ключевым элементом которой выступает речевой акт как минимальная прагматическая речевая единица. В статье также рассмотрена классификация тактик и стратегий дискурса переговоров. Научная новизна: осуществляется попытка впервые сформулировать теоретическую основу создания переговорной модели на базе рассматриваемой классификации коммуникативных стратегий и тактик англоязычного дискурса переговоров. С точки зрения дискурсивных лингвопрагматических и прикладных позиций, выделяются и характеризуются основные стратегии и тактики переговоров, а также уровень речевого воздействия на противоположную сторону. Кроме того, рассматривается взаимодействие стратегий и тактик как основных языковых элементов структурирования единого переговорного модуля в условиях, реально приближенных к практическому ведению переговоров. Результаты: абстрактная языковая система существует в виде дискурсов. Будучи явлением прагматическим, англоязычный дискурс переговоров определяет область, стратегии и тактики переговоров, а также основные интенции их участников: мотив - цель - коммуникативный эффект - прагматический результат. При этом коммуникативные стратегии моделируют общее развитие переговоров, в то время, как тактики реализуют конкретную стратегию на каждой из переговорных стадий.

Ключевые слова:
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ДИСКУРС, ПЕРЕГОВОРЫ, ЛИНГВОПРАГМАТИКА, РЕЧЕВОЙ АКТ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ, ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ, РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КРАНЧ
Description:
The aim of this investigation is to study main tactics and strategies of English negotiations discourse on the material of English negotiations in order to distinguish its role and significance in the system of dialogical speech. Methods: a descriptive and analytical method based on a selection of practical material. Being an abstract sign system, language actually exists only in the form of discourses, since communication takes place in a certain social space. This article defines the concept of negotiation discourse as a structural linguistic unit of linguo-pragmatics, the key element of which is the speech act as the minimum pragmatic speech unit. The article also considers negotiations discourse classification of tactics and strategies. Scientific novelty: we try for the first time to formulate the theoretical basis for creating a negotiation model based on the classification of communicative strategies and tactics of the English discourse of negotiations. In this article, we distinguished and characterized the main strategies and tactics of negotiations from the point of view of discursive linguo-pragmatic and applied positions, and the level of speech impact on the opposite side. In addition, we study the interaction of strategies and tactics as the main linguistic elements of structuring a single negotiation module in conditions that are really close to practical negotiation. Results: An abstract language system exists as the form of discourses. Being a pragmatic phenomenon, the English-speaking discourse of negotiations determines the area, strategies and tactics of negotiations, and the main intentions of their participants: motive - aim - communicative effect - pragmatic result. At the same time, communication strategies model the overall development of negotiations, while tactics implement a specific strategy at each of the negotiation stages.

Key words:
BUSINESS COMMUNICATION, DISCOURSE, NEGOTIATIONS, LINGUOPRAGMATIC, SPEECH ACT, COMMUNICATIVE STRATEGIES OF PERSUASION, TACTICS OF NEGOTIATION, SPEECH PERSUASION, ARGUMENT, PROPOSAL, CRUNCH