КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

COMMUNICATIVE ASPECT IN THE METHOD OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN

Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

Rubtsova Elena Viktorovna, Devdariani Natalia Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В данной статье рассматривается коммуникативный подход в преподавании русского языка как иностранного, который, по мнению авторов, является наиболее эффективным при обучении иностранцев, осваивающих медицинские специальности в России. Авторы актуализируют, что именно эта направленность включает в себя все дидактические элементы: использование определенных приемов обучения, способ подачи данных, содержание педагогических задач, формирование знаний, умений и навыков, степень использования междисциплинарных связей. Исследователи разделяют мнение многих лингвистов, занимающихся вопросами дидактики, в том, что основными понятиями, лежащими в основе обучения русскому языку как иностранному являются: практическая направленность обучения; отбор языкового материала с учетом функциональных особенностей; подача материала в соответствии с темой и ситуацией; обучение лексике и морфологическим признакам с опорой на синтаксис; деление на этапы в обучении; организация учебного материала по концентрическому принципу. В статье представлена методическая разработка практического занятия по русскому языку как иностранному для студентов-медиков первого года обучения по теме «В супермаркете, в магазине», в которой поэтапно предлагается разработанная система упражнений, направленная на развитие коммуникативных навыков.

Ключевые слова:
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ, ДИДАКТИКА, КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, СТУДЕНТЫ МЕДИКИ
Description:
This article discusses the communicative approach in teaching Russian as a foreign language, which, according to the authors, is the most effective at teaching foreigners who master medical specialties in Russia. The authors update that this orientation includes all didactic elements: the use of certain teaching methods, the way of presenting data, the content of pedagogical tasks, the formation of knowledge and skills, the degree of use of interdisciplinary connections. Researchers share the opinion of many linguists involved in didactics, in that the basic concepts underlying the teaching of Russian as a foreign language are: practical orientation of training; selection of language material with regard to functional features; the presentation of the material in accordance with the theme and situation; learning vocabulary and morphological features based on syntax; division into stages in learning; organization of educational material on a concentric basis. The article presents a methodical development of a practical lesson in Russian as a foreign language for first-year medical students on the topic “In the supermarket, in the store ”, in which a developed system of exercises designed to develop communication skills is being proposed in stages.

Key words:
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, TEACHING METHODS, DIDACTICS, COMMUNICATION SKILLS, PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING, THE FORMATION OF KNOWLEDGE AND SKILLS, TYPES OF SPEECH ACTIVITY, AN EXERCISE SYSTEM, MEDICAL STUDENTS