КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРА: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ

COMPETENCIES AND COMPETENCE IN THE SCIENTIFIC ACTIVITY OF MASTERS STUDENTS: ANALYSIS OF APPROACHES

Хороших Павел Павлович, Сазонова Анжелика Николаевна

KHOROSHIKH PAVEL PAVLOVICH, SAZONOVA ANZHELIKA NIKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Представленная статья посвящена обсуждению базового феномена современной образовательной парадигмы - компетентности, а также ее структурному содержанию и различных подходов к понимаю как педагогического явления. В статье отмечается разделение мнений о компетенциях как отдельных характеристиках будущего компетентного специалиста и компетентности как интегрирующем понятии в системе деятельностного подхода в высшем образовании. При этом авторами статьи приводятся примеры разных подходов к трактовке данных терминов и их возможная логическая связь. Отдельное внимание авторы уделяют обсуждению компетентности в сфере научной деятельности студентов, обучающихся в магистратуре, как важной составляющей формирующейся профессиональной деятельности В статье описываются подходы к структуре научно-исследовательской компетентности магистрантов и приводятся те компетенции и их группы, которые могут рассматриваться в качестве составных элементов общей научной-исследовательской компетентности. Авторы приводят пример одной из возможных классификаций научных компетенций, которая была разработана Р.И. Поповой. Кроме этого, в статье также обосновывается выделение отдельной группы компетенций по взаимодействию, которые могут лежать в основе научной коммуникации как важного элемента междисциплинарного научного поиска.

Ключевые слова:
КОМПЕТЕНЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРАНТА, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ, ПОДГОТОВКА В МАГИСТРАТУРЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Description:
This article is devoted to a discussion of the basic phenomenon of the modern educational paradigm - competency, as well as its structural content and various approaches to understanding as a pedagogical phenomenon. The article notes the separation of opinions on competencies as separate characteristics of a future competent specialist and competency as an integrating concept in the system of an activity approach in higher education. At the same time, the authors of the article give examples of different approaches to the interpretation of these terms and their possible logical connection. The authors pay special attention to the discussion of competence in the field of scientific activity of graduate students as an important component of the emerging professional activity. The article describes the approaches to the structure of the research competence of undergraduates and describes those competencies and their groups that can be considered as components of a common scientific - research competency. The authors give an example of one of the possible classifications of scientific competencies, which was developed by R.I. Popova. In addition, the article also substantiates the allocation of a separate group of competencies for interaction, which may underlie scientific communication as an important element of an interdisciplinary scientific search.

Key words:
COMPETENCE, RESEARCH ACTIVITY, SCIENTIFIC ACTIVITY OF A GRADUATE STUDENT, ACTIVITY APPROACH IN HIGHER EDUCATION, TRAINING IN A MAGISTRACY, CLASSIFICATION OF COMPETENCIES