КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕТСТВА В РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.: ОТ ТЕОРИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА)

DESIGNING CHILDHOOD IN RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES: FROM THEORY TO THE STUDY OF DISCURSIVE PRACTICES (ON THE EXAMPLE OF CHILDREN'S PERIODICAL PRESS FOR MIDDLE AND OLDER AGE)

КРАВЧЕНКО Елена Владимировна

KRAVCHENKO Elena Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель : общий аналитический обзор конструирования детства на страницах периодических изданий для детей и юношества конца XIX - начала XX вв. В работе раскрыты основные теоретические аспекты исследования текстов детских журналов в рамках дискурс-анализа, с выявлением и описанием основных характеристик дискурсивных практик. Для экспликации содержания образа детства выделены и проанализированы репрезентации, отражающиеся в публицистических статьях, выполненных в журналистском жанре. В дореволюционной России организация дискурсивного пространства детских журналов играла огромную роль, так как содержание журналов особенно влияло на социализацию детей, через организацию досуговой, познавательной, коммуникативной деятельности и определяло ментальное пространство ребёнка. В результате были выявлены различные модели конструирования детства, которые раскрывают трансформацию детского образа под воздействием социально-политической среды того времени.

Ключевые слова:
детские журналы,образ детства,репрезентации отношений «ребенок - взрослый»,дискурсивные практики,социально-политический кризис
Description:
Aim: general analytical review of the design of childhood on the pages of periodicals for children and youth of the late XIX - early XX centuries. The work reveals the main theoretical aspects of researching the texts of children's magazines within the framework of discourse analysis, identifying and describing the main characteristics of discursive practices. In order to explicate the content of the image of childhood, we singled out and analyzed the representations reflected in journalistic articles in the genre of journalism. In pre-revolutionary Russia, the organization of discursive space in children's magazines played a huge role, since the content of magazines particularly influenced children's socialization through the organization of leisure, cognitive, and communicative activities and defined the child's mental space. As a result, various models of child design were identified that revealed the transformation of the child's image under the influence of the social and political environment of that time.

Key words:
children's magazines,the image of childhood,representations of «child - adult» relationships,discursive practices,socio-political crisis