КОНТЕКСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА

CONTEXTUAL MEANING AS A MEANS OF UNDERSTANDING THE TEXT

Гусейнова Саба Рафаель кызы

HUSEYNOVA SABA RAFAEL

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В статье исследуется роль контекстуального значения предложения в процессе понимания текста. Поскольку лингвистика текста в последние годы появилась как новая сфера в лингвистике, исследования в этой области отличаются своей актуальностью . Утверждается, что контекстуальное значение предложения в целом служит основной для понимания текста в целом. Хотя человек владеет языком и его правилами, он не использует все эти общеизвестные правила и законы в схожих речевых ситуациях, в процессе самой речи, или при формировании текста. Другими словами, процесс речи, общения, а также текстового творчества следует рассматривать как продукт личного творчества каждого человека. То есть правила и законы любого языка используются говорящим уникальным образом, средствами и методами, которые он выбирает, используя свои любимые выражения и стереотипы. Изучение происхождения текста и его исследования обеспечивает основу для более глубокого понимания теоретических основ языкознания, его структурных единиц, а также ряда когнитивных и психических проблем. Предложение в начале текста также влияет на формирование смысла предложений после него. Контекстное изучение текста является научным новшеством исследования. Весь текст формируется в рамках базового смыслового значения, которое становится важным инструментом его восприятия. Для анализа указанных особенностей в статье используется описательно-сравнительный метод лингвистики. Исследования, проводимые в рамках теории сценарной структуры, также играют важную роль в процессе понимания текста. Как известно, лексический фонд языка состоит из множества лексических ярусов. Эти лексические ярусы обеспечивают более глубокое понимание многих слов и терминов, с которыми мы сталкиваемся в процессе общения. Материалы, представленные в статье, могут быть использованы в качестве источника для будущих исследований в этой области.

Ключевые слова:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ, ТЕКСТОВАЯ ЕДИНИЦА, КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
Description:
The article studies the role of the contextual meaning of the sentence in the process of comprehension of the text. As textual linguistics has been formed as a new field in recent years, so the research in this field is distinguished by its actuality. It is argued that the contextual meaning of a sentence as a whole serves as the main basis for the comprehension of the text as a whole. Although we know the language and its rules, we do not use these known rules and laws in the same situation, in the process of speech, in the creation of the text. In other words, the process of speech, communication, as well as textual creativity should be considered as a product of each individual's personal creativity. That is, the rules and laws of any language are used by the speaker in a unique way, by the means and methods he chooses, using his favorite expressions and stereotypes. The study of the origin and research of the text provides a basis for a deeper understanding of the theoretical foundations of linguistics, its structural units, as well as a number of cognitive and mental issues. The sentence at the beginning of the text also affects the meaning formation of the sentences after it. The contextual study of the text is a scientific innovation of the research. The whole text is formed within the framework of a basic semantic meaning, which becomes an important tool for its perception. In order to analyze the mentioned features, the descriptive-comparative method of linguistics is used in the article. The researches conducted within the framework of scenario-frame theory also plays an important role in the process of understanding the text. As it is known, the lexical fund of a language consists of a set of many lexical spheres. These lexical spheres provide a deeper understanding of many of the words and terms we encounter in the communication process. The materials presented in the article can be used as a source for future research in this area.

Key words:
SENTENSE, TEXT, СONTEXT, TEXT UNIT, CONTEXTUAL MEANING, COMPREHENSION OF TEXT