КОНЦЕПТ И ЕГО СТРУКТУРА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ОБРАЗОВАНИЕ»)

CONCEPT AND ITS STRUCTURE (ON THE EXAMPLE OF THE CONCEPT "EDUCATION")

Агаева Севиндж Таир

Agaeva Sevinj Tair

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Концепт - явление сложное и когнитивное. Его можно наблюдать и изучать только через конкретные репрезентации в дискурсе. В статье это рассматривается на примере концепта «образование». В статье с опорой на реформу образования в Азербайджане утверждается, что при адаптации к европейской системе образования заимствованы лишь те термины, у которых даже приблизительных аналогов в азербайджанском языке нет. В остальных случаях имеющиеся в языке термины используются для обозначения заимствованных (полностью или частично) концептов. Это наиболее ярко проявляется на уровне сегментов и особенно элементов структуры данного концепта. К общепринятым терминам, связанным с дневными, вечерними, дистанционными формами обучения, следует прибавить также и термины, связанные с непрерывным образованием. Речь идет о профессиональной подготовке и переподготовке кадров, о повышении квалификации работников разных сфер жизнедеятельности. Кроме того, добавляются термины, связанные с совершенствованием системы управления образованием. Система образования выходит на такие сферы социальной жизни, как семья, досуг, рынок труда. Следовательно, термины, связанные с этими сферами жизнедеятельности, также составляют систему концепта «образование». Сюда следует также добавить и научную сферу, непосредственно связанную с подготовкой профессиональных кадров в системе образования. Совокупность терминов концепта «образование» постоянно растет и изменяется.

Ключевые слова:
КОНЦЕПТ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА КОНЦЕПТА, КОГНИТИВНЫЙ, СУБКОНЦЕПТ, АСПЕКТ
Description:
A concept is a complex and cognitive phenomenon. It can be observed and studied only through specific representations in the discourse. This article examines the example of the concept of "education". The article, relying on education reform in Azerbaijan, states that when adapting to the European education system, only those terms are borrowed that have no approximate analogues in the Azerbaijani language. In other cases, the terms used in the language are used to refer to borrowed (in whole or in part) concepts. This is most clearly manifested at the level of segments and especially structural elements of this concept. To the generally accepted terms related to daytime, evening, distance learning, should also be added the terms associated with continuing education. We are talking about vocational training and retraining of personnel, and advanced training for workers in various fields of life. In addition, terms related to the improvement of the education management system are added. The education system enters such areas of social life as family, leisure, and the labor market. Consequently, the terms associated with these spheres of life also make up the system of the concept of “education”. To this should also be added the scientific sphere directly related to the training of professional personnel in the educational system. The set of terms of the concept of "education" is constantly growing and changing.

Key words:
CONCEPT, EDUCATION, CONCEPT STRUCTURE, COGNITIVE, SUBCONCEPT, ASPECT