КОНЦЕПТ КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ

CONCEPT AS A LANGUAGE SYSTEM UNIT

БАБИЯН Тамара Вартересовна

BABIYAN Tamara Varteresovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Термин «концепт» предстает в качестве актуального понятия современной гуманитарной науки. Сложность и многосторонность концепта как объекта научного анализа обуславливает наличие большого числа интерпретаций данного понятия в рамках исследований, посвященных изучению языка. Обширная группа определений концепта трактует его как явление, связанное с одним из процессов: мыслительным, психическим и когнитивным. Целесообразным представляется анализ существующих подходов к определению термина «концепт» с применением комплексной методики исследования, так как сущность концепта предполагает системное интегрирование указанных операций. В рамках настоящего исследования нами также выделены некоторые базовые подходы к классификации концепта, так как рассмотрение установленных на данный момент способов его осмысленной категоризации позволит лучше понять природу концепта. Анализ подходов к дифференциации исследуемого понятия показал, что в большинстве случаев предложенные классификации, вне зависимости от признаков, взятых авторами в качестве основы для категоризации, отсылают к связи концепта с этнокультурными, социокультурными и лингвокультурными реалиями. Концепт представляет собой единицу общественного опыта и воплощается в языке посредством социально одобренного набора лексических единиц, имеющих соответствующее смысловое наполнение. Концепт может рассматриваться как единица обработки, хранения и передачи накопленного знания. Он социален по своей природе, а его ассоциативное поле обусловливает особенности его прагматической реализации. Концепт представляет собой сложную лингвокультурную единицу языка, выполняющую конкретные функции в рамках использующего ее лингвокультурного сообщества.

Ключевые слова:
концепт,комплексная методика исследования,классификация концепта,лингвокультурная единица языка,изучение концепта,единица языковой системы,многоаспектность понятия,подходы к исследованию концепта
Description:
The term "concept" appears as a currently central notion of modern humanitarian science. The complexity and versatility of the concept as an object of scientific analysis determines the presence of a large number of interpretations of this notion in the framework of studies devoted to the study of the language. An extensive group of definitions of the concept interprets it as a phenomenon associated with one of the processes: mental, psychical and cognitive. It seems expedient to analyze the existing approaches to the definition of the term "concept" using a comprehensive research methodology, since the essence of the concept presupposes the system integration of these operations. Within the framework of this study, we have also identified some basic approaches to the classification of a concept, since a consideration of the currently established methods of its meaningful categorization will allow us to better understand the nature of the concept. The analysis of approaches to the differentiation of the concept under study showed that in most cases the proposed classifications, regardless of the features taken by the authors as the basis for categorization, refer to the connection of the concept with ethnocultural, sociocultural and linguocultural realities. The concept is a unit of social experience and is embodied in the language through a socially approved set of lexical units that have an appropriate semantic content. The concept can be viewed as a unit of processing, storage and transmission of accumulated knowledge. It is social by nature, and its associative field determines the features of its pragmatic implementation. The concept is a complex linguocultural unit of language that performs specific functions within the framework of the linguocultural community that uses it.

Key words:
concept,integrated research methodology,concept classification,linguocultural unit of language,concept study,unit of the language system,multi aspects of the notion,approaches to concept analysis