КОНЦЕПТ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН

THE CONCEPT AS A MULTI-COMPONENT PHENOMENON

РУБЦОВА Елена Викторовна, ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна

RUBTSOVA Elena Viktorovna, DEVDARIANI Natalia Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Объектом исследования, представленного в данной статье, является концепт как многокомпонентный феномен, анализируется типология концептов. Термин «концепт» является активно исследуемым феноменом современной лингвистики, философии, психологии, социологии, журналистского и рекламного дискурса и т.д. В качестве примера авторы рассматривают концепт «президент» (и смежные концепты), являющийся важным фрагментом объективной действительности и опирающийся на наиболее значимые общественные сферы, выделяя политику, экономику и др. Данный концепт связан со смежными концептами, образуя с ними, так называемую иерархию концептов. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью системного анализа концепта «президент» в русской лингвокультуре и публицистике, результаты которого вносят научный вклад в развитие теории языка, исследования лингвистики текста, теории концепта и межкультурной коммуникации. Авторы считают, что вопросы содержательного, структурного и функционального наполнения концептов, их динамика, и принадлежность к тому или иному типу дискурса, являются актуальными задачами современной лингвистической науки. Основными задачами исследования авторы выделяют: рассмотрение понятийных границ концепта в зарубежной и отечественной науке; определение основных образных, понятийных, оценочных и символических признаков концепта; выявление типологических особенностей концептов; анализ составляющих концепта «президент» как значимого компонента этнокультурного и лингвистического пространства социума. Приведены примеры, доказывающие, что концепт является многокомпонентным феноменом. Рассматриваемый концепт «президент» не является базовым для русской языковой картины миры, однако приобретает особое значение в рамках политической лингвистики.

Ключевые слова:
концепт,феномен,многокомпонентность,лингвистика,межкультурная коммуникация,теория языка,этнокультура,иерархия концептов,типология концептов,лингвистика текста,журналистский и рекламный дискурс,теория массовой коммуникации
Description:
The object of the research presented in this article is the concept as a multicomponent phenomenon; the typology of concepts is analyzed. The term "concept" is an actively researched phenomenon of modern linguistics, philosophy, psychology, sociology, journalistic and advertising discourse, etc. As an example, the authors consider the concept of "president" (and related concepts), which is an important fragment of objective reality and is based on the most significant public spheres, highlighting politics, economics, etc. This concept is associated with related concepts, forming with them the so-called hierarchy of concepts. The relevance of this study is due to the need for a systematic analysis of the concept of "president" in Russian linguistic culture and journalism, the results of which make a scientific contribution to the development of language theory, research of text linguistics, concept theory and intercultural communication. The authors believe that the issues of content, structural and functional content of concepts, their dynamics, and belonging to one or another type of discourse, are urgent tasks of modern linguistic science. The authors distinguish the main tasks of the study: consideration of the conceptual boundaries of the concept in foreign and domestic science; determination of the main figurative, conceptual, evaluative and symbolic features of the concept; identification of typological features of concepts; analysis of the components of the concept "president" as a significant component of the ethno cultural and linguistic space of society. Examples are given to prove that the concept is a multicomponent phenomenon. The considered concept "president" is not basic for the Russian linguistic picture of the world, but it acquires special significance within the framework of political linguistics.

Key words:
concept,phenomenon,multicomponent,linguistics,intercultural communication,theory of language,ethno culture,hierarchy of concepts,typology of concepts,text linguistics,journalistic and advertising discourse,theory of mass communication