КОНЦЕПТ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «ОБЛОМОВЩИНА» И ЕГО СТРУКТУРА

THE CONCEPT OF THE RUSSIAN NATIONAL CULTURE "OBLOMOVISM" AND ITS STRUCTURE

Загвозкина Оксана Викторовна

Zagvozkina Oksana Viktorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Статья посвящена выявлению и дифференциации когнитивных признаков концепта «обломовщина», который возник как индивидуально-авторское понятие в романе И.А. Гончарова «Обломов». Трансформация в концепт русской национальной культуры произошла благодаря творчеству ведущих литературных критиков XIX века. Анализ определений лексемы «обломовщина», представленных в толковых словарях русского языка, интерпретация контекстов употребления лексемы «обломовщина» и однокоренных слов в тексте романа И.А. Гончарова позволили выявить понятийное ядро, содержательный минимум рассматриваемого концепта, т.е. определить его базовые признаки. Социальная и нравственно-психологическая характеристики главного героя и его окружения, представленные в рецензиях критиков Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, одновременно позволили подтвердить главные признаки и обнаружить второстепенные признаки, располагающиеся в зоне ближней периферии. Художественные детали, атрибуты и персонажи, окружающие и сопровождающие образ Обломова, репрезентируют небазовые признаки, входящие в зону дальней периферии структуры концепта «обломовщина». Обнаруженные признаки концепта «обломовщина» описаны с учетом особенностей современного человека, живущего в XXI веке, в мире, характеризующимся широким распространением информационных технологий, сети Интернет и наличием виртуальной среды как альтернативы реальной жизни.

Ключевые слова:
КОНЦЕПТ, КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК КОНЦЕПТА, ОБЛОМОВ, СТРУКТУРА КОНЦЕПТА, КОНЦЕПТ "ОБЛОМОВЩИНА", ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Description:
The article is devoted to the identification and differentiation of cognitive attributes of the concept “Oblomovism”, which appeared as an individual author’s concept in the novel "Oblomov" by I.A. Goncharov. The transformation into the concept of the Russian national culture took place as a result of the works of leading literary critics of the 19th century. The analysis of the definitions of the lexeme “Oblomovism” presented in the defining dictionaries of the Russian language, the interpretation of contexts of the use of the lexeme “Oblomovism” and cognate words in the novel by I.A. Goncharov allowed to reveal the conceptual core, the substantial minimum of this concept, i.e. identify its basic features. The social and moral-psychological characteristics of the main character and the people around him, presented in reviews by critics N.A. Dobrolyubov, D.I. Pisarev, A.V. Druzhinin, at the same time, allowed to confirm the main signs and detect secondary signs located in the zone of the close periphery. Artistic details, attributes and characters surrounding and accompanying the image of Oblomov represent non-basic signs that are included in the zone of the far periphery of the structure of the concept. The discovered signs of the concept “Oblomovism” are described taking into account the characteristics of the modern person living in the 21st century, in the world characterized by the widespread acceptance of IT, the Internet and the formation of a virtual environment as an alternative to real life.

Key words:
CONCEPT, COGNITIVE ATTRIBUTE OF THE CONCEPT, OBLOMOV, CONCEPT STRUCTURE, THE CONCEPT "OBLOMOVISM", LITERARY CRITICISM, VIRTUAL ENVIRONMENT