КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

THE CONCEPTUAL FRAMEWORK MODEL OF SOCIO-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Осипова Лариса Борисовна, Дружинина Лилия Александровна

Osipova Larissa Borisovna, Druzhinina Liliya Aleksandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В статье представлены результаты изучения уровня состояния связной речи и особенностей коммуникаций дошкольников с нарушениями зрения, осуществляемых в различных социальных ситуациях. На основе анализа теоретических источников, посвященных проблеме изучения и развития социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста, показана роль связной речи в социально-коммуникативном развитии детей, особенно ребенка с нарушениями зрения. Акцентировано внимание на необходимости разработки модели социально-коммуникативного развития детей изучаемой категории. В статье описано содержание изучения речевого поведения детей в различных видах деятельности. В ходе исследования были выявлены затруднения, которые определяются как недостаточным развитием связной речи, так и снижением продуктивности самого коммуникативного взаимодействия. В результате теоретического анализа научной литературы и собственного исследования были определены концептуальные основы модели социально-коммуникативного развития детей с нарушениями зрения. Цель модели - способствовать социально-коммуникативному развитию детей с нарушениями зрения посредством развития у них связной речи. Авторами сформулированы задачи модели, разработаны принципы ее реализации. Определены структурные компоненты модели, которые представлены тремя модулями: диагностическим, образовательным и просветительским. Реализация каждого модуля как элемента целостной системы, осуществляется в три этапа: организационный; процессуальный; аналитико-результативный. Представлена краткая характеристика каждого модуля, их взаимосвязанность и взаимообусловленность. Представленная модель может быть реализована в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения в условиях как специального (коррекционного), так и инклюзивного образования.

Ключевые слова:
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, КОММУНИКАЦИЯ, ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Description:
The article presents the results of studying the level of coherent speech and communication features of preschool children with visual impairment, carried out in various social situations. Based on the analysis of theoretical sources devoted to the study and development of social and communicative experience of preschool children, the role of coherent speech in the social and communicative development of children, especially children with visual impairment. The attention is focused on the need to develop a model of social and communicative development of children of the studied category. The article describes the content of the study of speech behavior of children in various activities. The study identified difficulties that are determined by the lack of development of coherent speech, and reducing the productivity of the communicative interaction. As a result of the theoretical analysis of scientific literature and their own research, the conceptual foundations of the model of social and communicative development of children with visual impairment were determined. The aim of the model is to promote social and communicative development of children with visual impairment through the development of their coherent speech. The authors formulated the tasks of the model, developed the principles of its implementation. The structural components of the model, which are represented by three modules: diagnostic, educational and educational, are determined. Implementation of each module as an element of an integrated system is carried out in three stages: organizational; procedural; analytical and effective. A brief description of each module, their interconnection and interdependence is presented. The presented model can be implemented in educational institutions for children with visual impairment in conditions of both special (correctional) and inclusive education.

Key words:
COHERENT SPEECH, COMMUNICATION, PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENT, SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT, TASKS, PRINCIPLES, STRUCTURE OF THE MODEL OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT, FEATURES OF COHERENT SPEECH OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT