Аннотация:В статье представлены результаты изучения уровня состояния связной речи и особенностей коммуникаций дошкольников с нарушениями зрения, осуществляемых в различных социальных ситуациях. На основе анализа теоретических источников, посвященных проблеме изучения и развития социально-коммуникативного опыта детей дошкольного возраста, показана роль связной речи в социально-коммуникативном развитии детей, особенно ребенка с нарушениями зрения. Акцентировано внимание на необходимости разработки модели социально-коммуникативного развития детей изучаемой категории. В статье описано содержание изучения речевого поведения детей в различных видах деятельности. В ходе исследования были выявлены затруднения, которые определяются как недостаточным развитием связной речи, так и снижением продуктивности самого коммуникативного взаимодействия. В результате теоретического анализа научной литературы и собственного исследования были определены концептуальные основы модели социально-коммуникативного развития детей с нарушениями зрения. Цель модели - способствовать социально-коммуникативному развитию детей с нарушениями зрения посредством развития у них связной речи. Авторами сформулированы задачи модели, разработаны принципы ее реализации. Определены структурные компоненты модели, которые представлены тремя модулями: диагностическим, образовательным и просветительским. Реализация каждого модуля как элемента целостной системы, осуществляется в три этапа: организационный; процессуальный; аналитико-результативный. Представлена краткая характеристика каждого модуля, их взаимосвязанность и взаимообусловленность. Представленная модель может быть реализована в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения в условиях как специального (коррекционного), так и инклюзивного образования.
Ключевые слова:СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, КОММУНИКАЦИЯ, ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ