КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЭВФЕМИИ

CONVENTIONAL ESSENCE OF EUPHEMIA

ЛОГВИНА Светлана Андреевна

LOGVINA Svetlana Andreyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В рамках теории конвенционализма эвфемистическая функция понимается как условно принятое соглашение, с помощью которого коммуниканты выбирают из ряда различных и одинаково возможных описаний приемлемый способ выражения (овнешнения) физических явлений. Конвенциальная сущность эвфемии, по мнению автора, может быть представлена следующими категориями: пангуманистическая конвенция, определяющая общечеловеческие отношения между людьми, лишенные гендерных и социальных различий, влияния институтов власти и культуры, - взаимодействие, основанное на врожденных (инстинктивных), свойственных природе человека качествах; социогенная конвенция, порожденная обществом интрасоциальная договоренность, которая имеет особое внутригрупповое значение, объективно существующее внутри устойчивой совокупности людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами; и спорадическая конвенция - случайный, зачастую единичный уговор, не имеющий всеобщего распространения, действующий в рамках первичной группы, где взаимодействие между участниками группы носит стихийный характер, поскольку оно обусловливается их личными отношениями, общностью системы ценностей, которые определяются ожиданиями членов группы по отношению друг к другу. Семиотический эвфемистический субстрат определенного концепта имеет широкую вариативность среди языковых знаков, он может быть выражен целым рядом вербальных и невербальных средств и возникать как кодово-вариативное явление, которое в каждом коммуникативном акте сохраняет понятийную сущность, но меняет форму выражения в зависимости от типа конвенциональных отношений.

Ключевые слова:
эвфемистическая конвенция,культурная схема,культурные стереотипы,эвфемистическая функция,эвфемистические знания,перцептивный цикл,репродуктивный цикл,прогностический результат,прагматический результат,национально-культурная специфика
Description:
In the framework of the theory of conventionalism, a euphemistic function is understood as a conditionally accepted agreement, with the help of which communicants choose an acceptable way to express (externalize) physical phenomena from a number of different and equally possible descriptions. The conventional essence of euphemia, according to the author, can be represented by the following categories: panhumanistic convention, which defines universal human relations between people, devoid of gender and social differences, the influence of institutions of power and culture, i.e. an interaction based on innate qualities of human nature; sociogenic convention, an intrasocial arrangement generated by society, which has a special intra-group meaning, objectively existing within a stable set of people connected by a system of relations regulated by formal or informal social institutions; a sporadic convention, a random, often single agreement, not widely distributed, operating within the framework of the primary group, where the interaction between the group members is spontaneous, because it is determined by their personal relationships, the commonality of the value system, which is determined by the expectations of the group members to each other. Semiotic euphemistic substrate of a certain concept has a wide variability among linguistic signs, it can be expressed in a variety of verbal and non-verbal means and arise as a code-variative phenomenon that preserves a conceptual essence in each communicative act, but changes the form of expression, depending on the type of conventional relationships.

Key words:
euphemistic convention,cultural scheme,euphemistic function,euphemistic knowledge,perceptual cycle,reproductive cycle,prognostic result,pragmatic result