КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА

CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS IN A BOARDING HOUSE

Горина Екатерина Николаевна

Gorina Ekaterina Nikolaevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье рассматривается проблема обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в условиях детского дома. Описывается опыт работы Дергачёвского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Саратовской области, в котором пребывают дети с ТМНР: тяжёлой или глубокой умственной отсталостью и детским церебральным параличом. Клиническая картина развития и психолого-педагогические характеристики таких детей крайне полиморфны, результаты коррекции прогнозировать сложно, возможный уровень развития каждого ребёнка индивидуализирован, опыт коррекционно-педагогический работы с ними недостаточен. Все это обуславливает сложности в организации образовательной деятельности и её неочевидную результативность. Тем не менее, в настоящее время учёными и практиками предпринимается активный поиск эффективных технологий работы с детьми с ТМНР с целью максимально возможной нормализации их жизни. Дефектологами Дергачёвского детского дома была разработана коррекционно-развивающая программа «Комплекс оживления», направленная на активизацию зрительного и слухового сосредоточения, адекватное эмоциональное взаимодействие, стимулирование речевых реакций, развитие сенсомоторной активности, обнаруживающая свою эффективность. Разработка большего количества примерных программ коррекции и развития для данной категории детей облегчит и расширит разработку специальных индивидуальных программ развития, их реализация будет способствовать самостоятельной жизни людей с ТМНР в зрелом возрасте.

Ключевые слова:
ДЕТИ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ, ТЯЖЁЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ, ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ, КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ"
Description:
The article deals with the problem of education and upbringing of children with severe multiple developmental disorders in a boarding house and describes the experience of Dergachevsky orphanage for mentally retarded children of the Saratov region, where is stay children with severe or profound mental retardation and cerebral palsy. The clinical picture of development and psychological and pedagogical characteristics of children are extremely polymorphic, the results of correction are difficult to predict, the possible level of development of each child is individualized, the experience of correctional and pedagogical work with them is insufficient. All this causes non-obvious effectiveness and complexity in the organization of educational activities. However, currently scientists and patikami is made active search of effective technologies of work with children with severe multiple developmental disorders in order to maximize the possible normalization of their lives. Defectologists of Dergachevsky orphanage developed a correctional and developmental program “Complex of revival”. It is aimed at activating visual and auditory concentration, adequate emotional interaction, stimulation of speech reactions, development of sensorimotor activity, which reveals its effectiveness. The developing of more exemplary programs of correction and development for this category of children will facilitate and expand the development of special individual development program, their implementation will contribute to the independent life of such people in adulthood.

Key words:
CHILDREN WITH SEVERE MULTIPLE DEVELOPMENTAL DISORDERS, SEVERE MENTAL RETARDATION, CEREBRAL PALSY, ORPHANAGE, CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK, CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PROGRAM "COMPLEX REVIVAL"