КУЛЬТУРНЫЙ ШОК В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ

CULTURAL SHOCK IN THE PROCESS OF DEVELOPING ALIEN CULTURE

Шагалова Ольга Глебовна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

Shagalova Olga Glebovna, Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В статье авторы характеризуют важность культурологической составляющей в процессе обучения иностранных слушателей. Дается определение понятию «культурный шок», раскрываются этапы адаптации иностранных военнослужащих к русской культуре; определяются факторы, влияющие на «культурный шок». Указывается важность коммуникативного компонента в процессе адаптации к содержанию и условиям организации учебного процесса, определяется необходимость формирования навыков самостоятельной учебной и научной работы. Указывается роль культурологического подхода в обучении иностранцев. Авторы раскрывают сущность явления культурного шока, выделяют его стадии для организации более эффективного обучения иностранных слушателей. Авторы также проводят исследование по выявлению степени выраженности культурного шока у иностранных курсантов в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ. Для этого был выделен набор показателей, которые отражают наиболее характерные признаки рассматриваемого нами явления. На их основе разработана анкета «Как Вы себя ощущаете в новых условиях?». Полученные данные можно использовать для устранения негативных эмоций курсантов через совершенствование процесса обучения и иных видов деятельности, приводящихся в училище.

Ключевые слова:
"КУЛЬТУРНЫЙ ШОК", ФОРМЫ "КУЛЬТУРНОГО ШОКА", КУЛЬТУРА, МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, СТАДИИ КУЛЬТУРНОГО ШОКА, ОБУЧАЮЩИЕСЯ, КУРСАНТЫ, СЛУШАТЕЛИ, УЧИЛИЩЕ, АДАПТАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, ТРЕВОЖНОСТЬ, НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ
Description:
In the article, the authors characterize the importance of the cultural component in the process of training foreign students. The definition of the concept of "cultural shock" is given, the stages of adaptation of foreign military personnel to Russian culture are revealed; identifies factors affecting "culture shock." The importance of the communicative component in the process of adaptation to the content and conditions of the organization of the educational process is indicated, the need to develop the skills of independent educational and scientific work is determined. The role of the cultural approach in teaching foreigners is indicated. The authors reveal the essence of the cultural shock phenomenon, single out its stages for the organization of more effective training of foreign listeners. The authors also conduct a study to identify the severity of cultural shock among foreign cadets in the Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova Ministry of Defense of the Russian Federation. For this, a set of indicators was selected that reflect the most characteristic features of the phenomenon under consideration. Based on them, a questionnaire was developed, “How do you feel in the new conditions?”. The obtained data can be used to eliminate the negative emotions of students through the improvement of the learning process and other activities that are provided in the school

Key words:
"CULTURAL SHOCK", FORMS OF "CULTURAL SHOCK", CULTURE, INTERCULTURAL COMMUNICATION, LEARNING PROCESS, STAGES OF CULTURAL SHOCK, STUDENTS, CADETS, SCHOOL, ADAPTATION, MOTIVATION, ANXIETY, INCOMPETENCE