ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES IN THE THEORY AND PRACTICE OF HIGHER EDUCATION

Ваганова Ольга Игоревна, Алешугина Елена Анатольевна, Коновалова Елена Юрьевна, Барабина Ирина Евгеньевна

VAGANOVA OLGA IGOREVNA, ALESHUGINA ELENA ANATOLYEVNA, KONOVALOVA ELENA YURIEVNA, BARABINA IRINA EVGENIEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Современная образовательная парадигма обусловила возникновение ряда особенностей образовательного процесса. Для формирования компетентного специалиста возникла необходимость учета его личностных особенностей, его интересов и индивидуальных возможностей. В таких условиях студент имеет возможность получить необходимые ему знания, умения и навыки, и, в результате, с помощью индивидуализации процесса обучения, сформировать важные компетенции. Для реализации данного процесса используются личностно-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы он был понятен и интересен всем участникам, обеспечивая вовлечение в деятельность каждого студента. В данной статье рассмотрены методы, применяемые при реализации личностно-ориентированных технологий в системе высшего образования. Цель статьи заключается в раскрытии сущности личностно-ориентированных технологий в теории и практике вузовского обучения. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, посвященные применению личностно-ориентированных технологий в профессиональном образовании различных ученых и педагогов. На основе анализа соответствующей литературs раскрыты такие понятия, как: «личностно-ориентированный подход», «личностно-ориентированные технологии» и «методы личностно-ориентированных технологий». Раскрыты методы реализации личностно-ориентированных технологий: метод проектного обучения, метод деловой игры, методы модульного обучения, методы разноуровневого обучения, метод кейсов, исследовательский метод обучения. Личностно-ориентированные технологии способствуют гармоничному развитию личности, а также способствуют повышению уровня познавательной деятельности. Различные методы личностно-ориентированного обучения направлены на разностороннее развитие студентов и формирование у них общих и профессиональных компетенций.

Ключевые слова:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, СТУДЕНТ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ, МЕТОД МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТОД РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТОД КЕЙСОВ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Description:
The modern educational paradigm is due to the emergence of a number of educational processes. His interests and individual capabilities. The student must obtain the necessary knowledge, skills and abilities. To implement this process, personality-oriented educational technologies are used that allow us to understand the learning process in such a way that it is understandable and interesting for all participants. This article discusses the methods used in the implementation of personality-oriented technologies in the higher education system. The purpose of the article is to reveal the essence of personality-oriented technologies in the theory and practice of university education. The authors of the articles analyzed various studies on the use of personality-oriented technologies in the professional education of various scientists and teachers. The analysis is based on such concepts as “personality-oriented approach”, “personality-oriented technologies” and “methods of personality-oriented technologies”. Methods for the implementation of personality-oriented technologies are disclosed: the method of project training, the method of business games, the methods of modular training, the methods of multilevel training, the case method, and the research teaching method. Personality-oriented technologies help to increase the level of cognitive activity of a person. Various personality-oriented teaching methods are aimed at the versatile development of students and their general and professional competencies.

Key words:
PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES, TEACHING METHODS, STUDENT, PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES, HIGHER EDUCATION SYSTEM, PROJECT LEARNING METHOD, BUSINESS GAME METHOD, MODULAR LEARNING METHOD, MULTI-LEVEL LEARNING METHOD, COOPERATION PEDAGOGY, CASE STUDY METHOD, RESEARCH TEACHING METHOD